02.06.2008 02:30
Культура

Создатели "Дня выборов" представили новый спектакль

Разговоры мужчин из "Квартета И" о женщинах, кино и алюминиевых вилках
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4674)
Читать на сайте RG.RU

Комический театр "Квартет И" после своих знаменитых и экранизированных спектаклей "День выборов" и "День радио" решил раскрыть свои мысли по поводу мужского кризиса среднего возраста. Спектакль "Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках" оказался близок целому поколению.

В принципе ниша разговоров - размышлений - подробных воспоминаний о детстве уже прочно занята на наших театральных подмостках Евгением Гришковцом. И порой актеры работают в гришковцовской манере и разговаривают со сцены с теми же интонациями.

Спектакль получился скорее философский, чем развлекательный. Взять хотя бы одну из самых сильных фраз, когда кризис среднего возраста объясняется как время, когда "хочется, чтобы чего-нибудь хотелось", или еще одна его стадия, когда "не хочется хотеть, чтобы чего-нибудь хотелось". Тонкое пережитое наблюдение. Язык не повернется назвать такую фразу шуткой.

Или видеовставки в спектакль, которые традиционно делает "Квартет И". На двух больших экранах по обеим сторонам сцены появляются все их единомышленники и друзья, которые переходят с театром из постановки в постановку - Михаил Полицеймако, Алексей Кортнев, Александр Цекало, Василий Уткин, Андрей Макаревич и другие. У каждого из них своя реплика о мужском кризисе, от которой хочется не смеяться, но невесело усмехнуться...

Несколько иллюстрирующих бесед о кризисе видеофильмов - наиболее сильное место в "Разговорах мужчин..." В одном из них показан процесс расставания молодого мужчины с любовницей, которая на 15 лет его старше (Ольга Дроздова) по инициативе последней: "когда тебе будет 40, мне будет 55". В другом - два ангела-хранителя спорят между собой, приходят к мужу и сообщают, что жена его полюбила другого и в будущем вряд ли вернется к нему. Спрашивают, чего бы муж хотел: чтобы жена умерла или чтобы она ему изменила, но осталась жива.

Присутствуют в разговорах привычные для поклонников комического театра шутки, когда зал грохочет от смеха. Одна из них о пресловутых алюминиевых вилках, вынесенных в название. Суть ее в том, что жениться на одной женщине и не иметь возможности обладать другими - это сродни тому, как если бы тебе запретили пользоваться вилками. Казалось бы, можно без них. Есть ложки, палочки, руки. Но вот же они - вилки: "в таком состоянии даже алюминиевая сгодилась бы... если у тебя уже три года не было ни одной вилки".

Чего бы им хотелось: получить "Золотую маску"? Сниматься в Голливуде, делая по-настоящему смешное глубокое кино? Петь и собирать стадионы (в начале спектакля Александр Демидов спускается на сцену сверху в блестящем костюме с помощью цирковой лонжи, под звуки тяжелого рока, а в конце Ростислав Хаит исполняет под гитару песню Виктора Цоя)? И звучит, звучит над сценой знаменитое танго из фильма "Запах женщины (в какой-то момент Леонид Барац даже исполняет его на фортепиано) как реквием всему, что не удалось в личных отношениях и в профессиональном плане. И тут хочется вспомнить актуальное окуджавское: "вы рисуйте, вам зачтется". Свои зрители у "Квартета И" есть. И единомышленники - целое поколение зрителей вошло в средний возраст одновременно с ними. Недаром на спектакль распроданы билеты до конца года, а их "День выборов" и "День радио" любители пересматривают по нескольку раз. И зачем им "Золотая маска", Голливуд? Говорить не стоит.

Театр