Вчера комиссия Мосгордумы по законодательству пришла к выводу о необходимости принятия нового городского закона "О государственном надзоре и контроле за техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов и других устройств для развлечений".
Напомним, в настоящее время такого закона нет не только в столице, но и в стране. В Москве есть лишь технический регламент. Изготовители же аттракционов порой вообще ограничиваются лишь руководством к эксплуатации. К чему приводит это, свидетельствует недавний случай в Московском зоопарке, когда на детском аттракционе "Паровозик" несколько вагонов сошли с рельс и пострадали дети.
- У аттракциона был специальный талон, разрешающий работать, техника и документы соответствовали нормам, а причина происшедшего кроется в элементарной халатности изготовителя, не указавшего в руководстве к эксплуатации технические параметры площадки, на которой эту железную дорогу можно ставить, - рассказал один из инициаторов создания нового закона, зам. начальника Спецгостехнадзора Владимир Бачурин. - То есть как эксплуатировать вагоны и какое требуется напряжение прописано, а как и на что класть рельсы - нет. Поэтому когда весной мягкая почва площадки потеряла прочность, рельсы деформировались, и вагоны опрокинулись.
В ожидании федерального закона еще в 2006 году столица приняла постановление правительства Москвы "Об утверждении временного положения о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники", - пояснила главный специалист управления технического регулирования и стандартизации Ростехрегулирования Елена Кузнецова. - В нем прописано, как проводить техническое освидетельствование, а также то, что заниматься этим могут лишь фирмы, имеющие специальную лицензию, оборудование и специалистов. В настоящее время таких контор в Москве всего восемь. Однако поскольку московское постановление не подкреплено федеральным законом, владельцы аттракционов зачастую подвергают правомерность этого порядка.
Впрочем, нюансов хватает и без того. Например, аттракционы, за пользование которыми платят жетоном, который нужно бросить в специальный автомат, приравнены по законам к игровым автоматам. А водные аттракционы вообще попадают по техническим критериям под категорию маломерных судов, как и воздухоплавательные - в категорию "малая авиация". Но ведь аттракционы - это не транспортное средство и не игровой автомат, а техническое средство с повышенной опасностью. Поэтому по логике вся ответственность за пользование ими должна лежать на плечах владельца.
- Но при нынешнем беззаконии наиболее защищенными оказываются владельцы аттракциона, почти бесправными инспектора, а самыми ущемленными в правах потребителя - посетители, - считает спикер Мосгордумы Владимир Платонов. - Так давайте же разработаем концепцию проекта закона, который защитит в первую очередь граждан.
По мнению депутатов, отразить в законе нужно все стороны - от того, кто может работать "карусельщиком", и до страховых случаев. Так, например, из 14 городских парков в настоящее время лишь "Сокольники", "Измайлово" и Московский зоопарк застраховали свою ответственность перед третьими лицами. Тем временем парк аттракционов неуклонно стареет, из 700 зарегистрированных аттракционов почти у более 50 процентов срок эксплуатации превышает десять лет, и их пора списывать. К работе же в этом году допущены всего 560 механизмов. Еще 40 опломбированы, около 100 находятся на капитальном ремонте.