03.06.2008 04:00
Экономика

Российским предприятиям грозит дефицит рабочей силы

От 70 до 90 вакансий на рынке труда - рабочие специальности
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4675)
Читать на сайте RG.RU

Недавно 80-летнего слесаря 7-го разряда срочно вызвали на авиационный завод, которому рабочий отдал полвека. Оказалось, не его одного. Пришло два десятка ветеранов - токарей, слесарей, фрезеровщиков высоких разрядов, которых попросили помочь сделать какие-то хитрые детали.

- Кроме вас больше некому, - извинился директор. Расплатился за работу щедро: в трехкомнатной квартире ветеран смог поставить пластиковые окна. И очень удивлялся - неужели молодежь не хочет зарабатывать?

Политехнический колледж N 2 - одно из учебных заведений Москвы, которое готовит рабочие кадры. Колледж имеет несколько учебных площадок, в свое время был создан на базе трех ПТУ и автомобильного лицея. План приема - почти 800 человек. В списке специальностей - автомеханик, слесарь, токарь, фрезеровщик, монтажник. Одним словом, те самые профессии, которые позарез сегодня нужны работодателям.

- Агитировать ребят из соседних школ, чтобы поступали к нам учиться, мы начинаем с осени, ходим по классам, собираем заявления, - рассказывает заместитель директора колледжа Ирина Редкоус. - В прошлом году с трудом укомплектовали штаты за счет шестиклассников и семиклассников, которые не могут учиться в школе. Мы даем им и образование, и профессию. На автомехаников ребята идут учиться довольно охотно. А вот со слесарями, токарями, фрезеровщиками - беда. Никто не хочет вставать к станку.

- Неужели зарплата от 20 тысяч рублей, которую предлагают сейчас в Москве рабочим, кажется маленькой? - спрашиваю у Редкоус.

- Да, у подростков сейчас завышенные требования. Всем хочется работать в офисе и получать как минимум 30-40 тысяч.

И подольше посидеть в школе, которая сейчас у многих ассоциируется чуть ли не с отдыхом: "двоек" не ставят, учителя ведут себя даже с шалопаями предельно вежливо и, представьте себе, не хотят, чтобы тех выгоняли. А все потому, что новая система оплаты труда работает по четкой формуле: чем больше у тебя учеников - тем больше ты получаешь.

Рядом с колледжем находится средняя школа N 588. Не специализированная, не языковая. Интересуюсь у директора Марии Ильиной: "Кто-нибудь из ваших выпускников пойдет в колледж за рабочей профессией?"

- За последние два-три года я не помню, чтобы кто-то из девятых или одиннадцатых классов подал туда заявление, - отвечает она. - Все настроены на высшее образование. А что мы хотим, если в последние 10 лет самыми престижными профессиями были банкиры и юристы, а олигархи едва ли не стали национальными героями?

В школе учатся дети из семей с разным достатком. Есть очень обеспеченные - все-таки это центр Москвы, - и те, кто до сих пор живет в коммуналках и бывших общежитиях шелкового комбината "Красная роза". Комбинат давно закрылся, работницы в основном одинокие мамы, когда-то приехавшие в столицу по лимиту, устроились, как смогли. Кто уборщицей на трех работах, кто продавцом, но все хотят, чтобы их дети пошли не в колледжи за рабочей профессией и гарантированным куском хлеба, а в вузы за "корочками". Копят деньги, чтобы оплатить учебу в вузе.

А вот еще одно учебное заведение - Санкт-Петербургский технический колледж. Наряду с сугубо рыночными специальностями типа гостиничного сервиса и менеджмента есть, к примеру, технология машиностроения. Конкурс на эту специальность высокий, принимают только тех, у кого хорошие знания по физике, химии и успешно сданы экзамены по математике и русскому языку. Во время учебы ребята проходят практику на заводе "Красный Октябрь" - бывшем оборонном предприятии, которое теперь выпускает станки и оборудование.

Только на работу сюда после окончания колледжа мало кто приходит. Программы колледжа позволяют, отучившись четыре года, сразу стать студеном третьего курса одного из питерских вузов: инженерно-экономического, технического, педагогического госуниверситетов и университета сервиса и экономики. Причем бюджетного отделения! Собственно, из-за этого многие школьники и поступают в колледж.

Нина Самойлова, начальник приемной комиссии колледжа, соглашается: "Да, высшее образование сейчас доступно, но ведь не факт, что ты поступишь на бюджетное отделение. А у нас гарантии, плюс стипендию будут платить, профессию дадут". Вот только в чем закавыка - работать выпускник будет совсем по другой профессии... Учился на техника, а в конце концов станет преподавателем технологии или инженером.

Назад, к "двойкам"

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН опубликовал доклад, где говорится: к 2015 году дефицит рабочей силы в строительстве достигнет 22 процентов, в промышленности и торговле - 12 процентов.

Сегодня в рейтинге самых востребованных рабочих профессий электрогазосварщики, монтажники, слесари-ремонтники, маляры, штукатуры, электрики, токари, фрезеровщики, продавцы, швеи. В одном из закрытых космических НИИ мне жаловались, что долго не могли найти токаря-карусельщика. Дали объявление и предложили зарплату в 45 (!) тысяч рублей. Никто не откликнулся. Кадровое агентство разыскало нужного специалиста на Украине. Пришлось брать квоту на привлечение иностранной рабочей силы, платить все необходимые налоги и сборы, оформлять разрешения, медстраховку, искать жилье. В результате оклад у работника уменьшился почти наполовину.

Предприятия готовы платить фрезеровщикам, токарям, операторам станков с ЧПУ от 30 до 40 тысяч рублей в месяц. А кому-то и выше. Но найти кадры не могут. Что ж получается, не загнать молодежь к фрезерным и карусельным станкам никакими деньгами? Как же тогда вернуть выпускников школ в колледжи и училища и пробудить интерес к рабочим профессиям? Вывод экспертов может показаться кому-то парадоксальным: это возможно только при одном условии - если высшее образование не будет общедоступным.

Директор московской школы N 588 Мария Ильина уверена, что пора снова дать учителям право ставить неучам "двойки", за плохие отметки, как раньше, выгонять из школы и выпускать со справками, чтобы никакой вуз, даже коммерческий, не мог взять такого абитуриента. По мнению педагогов, плохую службу профобразованию сослужил ЕГЭ. Поблажку на тестах в виде правила "плюс один балл", когда к "двойке" автоматически приплюсовывается один балл, следует отменить. Получил "пару" - аттестата не видать, иди осваивай рабочую профессию или оставайся на второй год.

Может быть, есть смысл снова оборудовать в школах слесарные, столярные, швейные мастерские, как это было прежде, и возродить учебно-производственные комбинаты. Конечно, с современным оборудованием и компьютерами. Никто не настаивает на том, чтобы вернуться к дисциплине "труд", но с часами, которые отпускаются в школах на предмет "технологии", не стоит обращаться вольно и тратить их, допустим, на подготовку к ЕГЭ. Что, кстати, сейчас делают многие школы.

Колледжам, в свою очередь, придется активнее сотрудничать с работодателями, которые хотят заполучить кадры: заключать договоры на целевую подготовку, платить ребятам повышенную стипендию, организовывать практику для них там, куда они после окончания придут работать. Увы, предприятия к этому не готовы. "Мы хотим работать по договорам, - горячится Ирина Редкоус, - но пока не получили ни одного предложения. Работодатели наивно полагают, что квалифицированные рабочие сами прибегут. А бежать-то некому".

На днях ректор Московской финансово-юридической академии Михаил Шагалов заявил: "В стране с инновационной экономикой людей с высшим образованием должно быть 60, а то и 90 процентов". Очень хочется его спросить: "А кто, извините, жилье будет строить и сортиры ремонтировать?"

мнение

Татьяна Иванова,

начальник отдела кадров электромеханического завода им. Владимира Ильича:

- Молодежь на предприятия вообще не идет. Станочники, которым сейчас 40-60 лет, знают, что они нужны на рынке, и ценят себя очень высоко, разговор начинается с 45 тысяч рублей в месяц. Такие деньги им могут предложить авиационные, оборонные предприятия. Мы - нет. Пока держимся на старых кадрах.

Сергей Юшин,

исполнительный директор Национальной мясной ассоциации:

- Мы ждем, что у молодежи появится интерес к работе в перерабатывающей отрасли. Специалисты сейчас востребованы и получают большие деньги - 3-5 тысяч долларов и даже выше. Топором и ножом махать не надо. На современных предприятиях мясо разрубают с применением робототехники и компьютеров. Это совсем другая культура производства.

Николай Власенко,

председатель совета директоров одной из крупных торговых компаний:

- Работа неквалифицированного персонала - мерчандайзеров, продавцов в торговых сетях тяжелая. Текучесть кадров - 100 процентов в год. И на Западе, кстати, то же самое. Но для того, кто хочет расти, такая возможность есть. Гендиректор сети наших супермаркетов когда-то начинал работу грузчиком.

Сколько получают рабочие

Столяр-краснодеревщик - 50 тысяч

Станочник высокого разряда - 40-45 тысяч

Каменщик - 30-35 тысяч

Автомеханик - 30 тысяч

Слесарь-сантехник - 20-25 тысяч

Занятость