"Коль - Ельцин", "Путин - Шредер", а затем и "Путин - Меркель" - эти связки первых руководителей России и немецких канцлеров сформировали основные принципы стратегического партнерства между Москвой и Берлином.
Предстоящий визит в Германию президента Дмитрия Медведева - логическое продолжение тех особых отношений, которые давно сложились между политическими элитами наших стран. И естественно, что на пресс-конференции в "Российской газете" по случаю выхода книги "Россия жмет на газ" немецкого политолога Александра Рара (издательство "ОЛМА Медиа Групп") один из первых вопросов к автору был о существовании особых отношений между российским и немецким руководством. И о том, каких "прорывов" следует ждать от визита Медведева в Берлин.
По мнению гостя "РГ", в ходе переговоров в Германии "будут четко обговорены дальнейшие шаги по построению энергетического альянса". Российский лидер встретится с канцлером Ангелой Меркель, федеральным президентом ФРГ Хорстом Келером и министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером. С ним Медведев знаком еще с середины 1990-х годов. Можно предположить, что среди основных вопросов повестки дня переговоров в Берлине станет обсуждение ситуации вокруг строительства газопроводов Северный и Южный поток. Речь пойдет о продолжающихся попытках ряда европейских государств под любым предлогом заблокировать создание этих новых транспортных магистралей. По мнению Рара, немецкое руководство обсудит с Медведевым возможные "компромиссы", способные предотвратить "газовую войну" в Европе. А также меры, которые ослабят давление противников строительства газопроводов во всех европейских структурах.
К числу мягких политических тем, которые практически неизбежно будут обсуждаться в Берлине, относятся вопросы строительства в России гражданского общества и поддержки на государственном уровне среднего класса.
Не исключено, что Медведев поднимет в Германии визовый вопрос. Разговоры об упрощенном въезде в Европу для россиян идут уже давно. Лидеры многих европейских государств обещали поднять его перед руководством Евросоюза. Однако до сих пор ситуация принципиально не изменилась. А в последнее время, как утверждает Рар, напротив, даже "чувствуется ужесточение режима с той и с другой стороны".
Впрочем, в этой связи стоит упомянуть и о другой "стороне медали", которая серьезно затрудняет российско-германские отношения. "Бывший канцлер Германии Герхард Шредер еще мог строить восточную политику без учета мнения других государств Европы. Но сейчас это невозможно", - пояснил автор книги "Россия жмет на газ".
Концепция общей внешней политики, которая фактически приравняла голоса Рима, Парижа, Берлина или Мадрида к Люксембургу или Таллину, в итоге превратила, как в этой связи пошутил глава Совета по внешней и оборонной политике известный политолог Сергей Караганов, европейское сообщество из экономического гиганта в политического карлика. Эти структурные проблемы сделали ЕС заложником политических, а то и исторических амбиций отдельных его членов. Наиболее яркий пример - многократно отложенные переговоры между Москвой и Брюсселем по новому Соглашению о партнерстве. На этот документ уже дважды накладывалось вето - сначала это сделала Польша, недовольная решением ветеринарных служб России, запретивших ввоз польского мяса. А затем Вильнюс, которому не понравилось, что Москва закрыла проходившую через Литву ветку нефтепровода. И чем ближе стороны подойдут к подписанию нового договора, тем больше появится в Европе желающих воспользоваться ситуацией, чтобы решить собственные проблемы в отношениях с Россией за счет Евросоюза.
Перечень взаимных претензий России и Запада настолько велик, что его просто нет смысла приводить даже частично. Часть этих противоречий нашла отражение в книге Рара. Но на этом фоне куда актуальнее звучит вопрос, поднятый немецким политологом, о том, как сблизить позиции сторон. И где найти компромиссы, которые в конечном итоге позволят Западу проявить объективность в отношении Москвы. А если точнее - признать существование российских интересов в Европе, поскольку Россия остается весьма существенной частью этой Европы.
По мнению Рара, прежние идеи о возможном вступлении Москвы в Североатлантический альянс и Евросоюз устарели и в нынешней ситуации выглядят нереальными. Но в то же время Россия не может и никогда не станет мириться с тем, что эти две организации диктуют исключительно собственные правила игры. Единственный выход гость "РГ" видит в "изменении институтов ЕС". Хотя со своей стороны Москва также "могла бы показать, как она видит себя внутри Европы".
Но эти вопросы большой политики, как утверждает Рар, не слишком волнуют рядового немца. Куда больше его сегодня привлекает российская экзотика - Сибирь, заброшенные деревни, Северный полюс. Немецкий обыватель пришел к выводу - и в этом "повинно" стратегическое партнерство двух наших стран, - что Москва больше не представляет для него угрозу. Россия все больше интересует жителей Германии "как кино". Однако на политической сцене нередко правят бал неправительственные организации, весьма критично настроенные по отношению к Москве. Поэтому на вопрос, обращенный к Рару, - на кого рассчитана его книга - автор ответил: прежде всего на западного читателя. По его мнению, сегодня нужно объяснять именно западному общественному мнению, почему Россию не нужно выталкивать из Европы. И почему Германия должна стать "проводником" для включения России в Европейское содружество.
Хотя гость "Российской газеты" представил свой труд как "доброжелательный взгляд Запада на путинское правление" и попытку рассказать о том, что в России происходит в действительности, есть в книге и глава, посвященная российским недостаткам. Но, по мнению одного из участников пресс-конференции, этот раздел больше носит характер "кода на доступ" - без его существования книге оказалось бы труднее пробиться к западному читателю, уже настроенному на наличие критических ноток в любом произведении о России.
"Почему вы написали книгу, которая во многом противоречит сложившимся на Западе стереотипам в отношении Москвы?" - спросили Рара на пресс-конференции. Его ответ оказался несколько парадоксальным. "Закрываются или уже закрыты почти все стратегические институты времен "холодной войны", которые действительно серьезно изучали Россию как потенциального противника. Вашу страну изучают в основном в университетах, где содержится информация о том, что происходило 30 лет назад. О сегодняшней России в основном пишут западные журналисты, которые сидят в Москве. Но они не должны делать аналитических выкладок и заглядывать в будущее. Их задача - рисовать картинки", - пояснил Рар. Тем не менее, по его словам, только в Германии за последние несколько месяцев издано примерно 20 - 25 книг о России. А значит, интерес к стране в немецком обществе сохраняется.
Не могли журналисты обойтись и без традиционной к политологам просьбы - дать политический прогноз. В частности, Рар предположил, что уже в октябре будет создан газовый ОПЕК, который может возглавить премьер Владимир Путин. По его мнению, в ближайшее время усилится роль Шанхайской организации сотрудничества. Она "будет принимать новых членов, приобретать политические функции, а в чем-то даже функции безопасности".