04.06.2008 04:26
Экономика

Инвалидам Ставрополья негде работать

Почему краевой закон о выделении мест для инвалидов работает вхолостую
Текст:  Виктория Байгулова (Ставрополь)
Российская газета - Северный Кавказ: №0 (4676)
Читать на сайте RG.RU

Чтобы служба занятости населения края могла трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места, нужны реальные вакансии, а не "виртуальные". Где их взять и как поощрять руководителей предприятий за готовность принимать людей с ограниченными возможностями, - на эти и другие вопросы пытались ответить участники специального семинара, прошедшего в краевом центре. 

Долой штрафы

По данным министерства труда и социальной защиты населения Ставрополья (МТСЗН), в крае проживает 239 тысяч инвалидов, или девять процентов от численности населения региона. В трудоспособном возрасте находятся более 76 тысяч, из них только 25 тысяч, то есть треть, имеют стабильный оклад. Желающих работать намного больше, но сложившаяся ситуация в ряде случаев не позволяет им реализовать свое право на труд.

- В 2004 году был принят краевой закон "О квотировании рабочих мест для инвалидов", который предусматривал устройство людей с ограниченными возможностями на предприятия с численностью 30 человек и штрафные санкции за невыполнение этой квоты, - рассказала начальник отдела трудовых ресурсов и содействия развитию кадрового потенциала МТСЗН СК Анастасия Жукова. - Но закону не суждено было работать в этой редакции. С принятием в 2005 году ФЗ № 122 часть статей утратили силу. В частности, в интересах малого бизнеса был повышен норматив численности работников для квотирования трудоустройства инвалидов с 30 до 100 человек, а также убраны штрафные санкции.

Во многих субъектах страны это привело к сокращению количества предприятий, обязанных брать инвалидов. В крае за два года снижение составило около 20 процентов.

В 2007 году депутаты Ставрополья уже вышли в федеральную Думу с законодательной инициативой, которая подразумевает квотирование рабочих мест для инвалидов в организациях численностью 50 и более человек.

Однако, убеждена Жукова, формальное увеличение количества вакансий результата не даст. Существующее законодательство не приносит должного результата, так как предлагаемые работодателями специальности либо не приспособлены для людей с ограниченными возможностями, либо уже заняты.

- В 90 процентов случаев работодатели квотируют те должности, на которых уже трудятся инвалиды. Это не противоречит существующему законодательству. Однако очевидно, что такая практика позволяет только сохранять вакансии, но не создает новые. К примеру, в 2007 году было зарезервировано восемь тысяч рабочих мест, но фактически на них  уже трудились семь тысяч человек, - объясняет заместитель начальника отдела управления государственной службы занятости населения СК Лариса Копицина.

Оставшимися свободными предложениями реально смогли воспользоваться лишь 15 инвалидов, так как предоставленные в счет квоты вакансии не соответствовали ни физическим, ни профессиональным возможностям этой категории людей.

В результате, по словам руководителя Федерального учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Виталия Фириченкова, в 2007 году только 30 процентов инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности первой степени, работали на момент переосвидетельствования. Инвалидов, имевших указанное ограничение второй степени, - 16 процентов. В перспективе, убежден Фириченков, положение будет только ухудшаться.

Выход есть

- Несмотря на все усилия, добиться стопроцентного выполнения квоты не удается, - выразил общее мнение собравшихся на семинаре заместитель начальника управления труда и соцзащиты населения Шпаковского района Анатолий Катаев. - Зачастую руководители искусственно снижают численность сотрудников на предприятии, чтобы не подпадать под действие закона, так как меры по созданию специальных рабочих мест для инвалидов требуют значительных материальных затрат.

Специалисты пришли к выводу, что для более полной и эффективной реализации краевого закона "О квотировании" необходимо разработать дополнительные механизмы стимулирования работодателя. Федеральное законодательство дает регионам право самим определять методы, благодаря которым руководители более охотно брали бы на работу инвалидов. Например, в Воронежской области (идея позаимствована у шведов) на предприятии для инвалида оборудуют рабочее место, на котором он смог бы полноценно и наравне с другими трудиться, а руководителю "устроительные затраты" компенсируют из областного бюджета. Но на Ставрополье у органов государственной власти и местного самоуправления средств на подобную практику нет.

Как один из реальных путей решения проблемы на семинаре было предложено трудоустройство инвалидов на обычные рабочие места, но с учетом индивидуальных возможностей человека выполнять тот или иной объем работы.

- В публикуемых органами занятости данных о вакансиях указываются только самые общие сведения: наименование должности, название организации и заработная плата. Этого недостаточно для формирования строго индивидуального заключения о доступных и не рекомендуемых по состоянию здоровья инвалиду условиях и характере труда на определенном рабочем месте, - пояснил Фириченков. - Поэтому специалисты бюро МСЭ вынуждены давать общие рекомендации об условиях и характере труда инвалидов безотносительно к определенному рабочему месту.

Положение можно значительно улучшить, если размещать в банке вакансий информацию об их основных санитарно-гигиенических характеристиках, тем более что законодательство обязывает работодателя располагать этой информацией. Очевидно, что это незначительное по затратам организационное усилие принесет только пользу в разрешении проблемы трудоустройства инвалидов.

Мнение

Алла Калинина, заместитель председателя краевого правления Всероссийского общества инвалидов (ВОИ): 

- Решение проблемы трудоустройства инвалидов мы видим в создании специализированных предприятий, где бы трудились более 70 процентов людей с ограниченными возможностями. В прежние времена, получая господдержку в виде льгот по налогам, краевая организация из года в год увеличивала количество предприятий, созданных на собственные средства. Так, в 2002 году у нас было 46 предприятий, где работали около двух тысяч человек. Однако затем ситуация стала стремительно ухудшаться, так как краевые власти не выполнили постановление правительства РФ о передаче обществу в собственность госпредприятий в процессе приватизации. Это было давно, а сказалось негативно сейчас, так как правительство России издало новый закон, согласно которому помещения, находящиеся в собственности ВОИ, освобождаются от арендной платы и платы за землю под ними.

Сегодня мы и наши предприятия располагаемся в арендованных помещениях и от платы за них не освобождены. А она выросла в три-пять раз. Плюс возросшие коммунальные платежи. Как следствие - предприятия наши конкуренции не выдержали, и сейчас в крае их осталось 26, а 11 едва сводят концы с концами - там работают всего 89 инвалидов. И если ничего не изменится, то и этих людей мы вынуждены будем уволить, а предприятия закрыть.

И все же надежда у нас есть. Сохранить предприятия Краевого общества инвалидов, да и саму организацию можно, если сейчас в процессе последней приватизации, решить вопрос о передаче нам в собственность хотя бы двух-трех помещений или освободить наши предприятия от арендной платы.

Занятость Соцзащита Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ