04.06.2008 02:57
Происшествия

На Кубани прекращено уголовное дело по факту взрыва газа в поселке Элитном

Прекращено уголовное дело по факту взрыва газа в поселке Элитном
Текст:  Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Российская газета - Кубань-Кавказ: №0 (4676)
Читать на сайте RG.RU

Неожиданную развязку получило уголовное дело, возбужденное по факту взрыва многоквартирного жилого дома в поселке Элитном Красноармейского района Кубани: следствие пришло к выводу, что причиной ЧП стал суицид одного из погибших.

В результате дело прекратили в связи со смертью лица, подозреваемого в совершении преступления. Трагедия, напомним, произошла на рассвете восьмого февраля ("РГ" от 9 февраля 2008 г.) Около пяти утра жители Элитного проснулись от страшного грохота. Выскочив на улицу, люди увидели, что от подъезда дома № 4 по улице Школьной осталась груда развалин: две расположенные друг над другом квартиры сложились гармошкой, остальные разрушились частично, а стекла из окон вылетели практически во всех соседних домах.

Корреспонденты "РГ" прибыли на место ЧП спустя несколько часов и стали свидетелями, как из-под завалов спасатели доставали тела погибших. 40-летнюю Светлану Мирошник придавило плитой, и в ней еще теплилась жизнь, когда откопали, но даже до "скорой" ее донести не успели. Круглыми сиротами остались двое детей - 20-летняя Галя и 16-летний Ваня. Семь лет назад в катастрофе погиб их отец, а вот теперь не стало и мамы...

Не удалось спасти и Костю Акимова. Рок будто преследует и семью Акимовых: год назад так же при взрыве газа, только на Севере, погиб муж его старшей сестры Марины. Костя тогда взял академический отпуск в техникуме, чтобы помочь сестре, оставшейся с маленькими детьми. Родители продолжали работать на Севере в надежде скопить денег на приличное жилье. "Мы с Костей накануне созванивались, - рассказывает его мама, Вера Алексеевна Акимова. - Я ему предложила в техникуме восстановиться, сказала, что Маринке мы будем помогать, он обещал подумать".

Акимовы, как и большинство других здешних семей, когда-то трудились в совхоз-заводе, давшем название этому поселку - Элитный. Это было уникальное государственное предприятие по производству натуральных эфирных масел из розы, мяты, шалфея и даже укропа. Но после развала Союза продукция оказалась невостребованной, и в Элитном настали трудные времена. Здесь сменилось несколько руководителей, один из которых, как доказано судом, попросту украл дорогостоящее оборудование. Люди лишились работы и средств к существованию, а построенные когда-то для них дома оказались брошенными на произвол судьбы. Раньше они отапливались централизованно, но после банкротства хозяйства котельную закрыли. После этого обогревались духовками, а те, у кого были деньги, установили в квартирах отопительные котлы. Однако таких набралось немного.

Утром восьмого февраля возле взорвавшегося дома собрался чуть ли не весь поселок. Жители Элитного были единодушны в том, что оказались заложниками сложившихся обстоятельств. "Холодными зимними вечерами было понятно, что почти на каждой кухне включена духовка, - рассказывали корреспонденту "РГ" супруги Солдатовы. - Все знали, что добром это не кончится, но другого выхода, чтобы не замерзнуть, не было".

Наши многочисленные собеседники были тогда единодушны во мнении: причиной ЧП стал газ. Некоторые говорили, что накануне слышали специфический запах, утверждали, что наблюдали перепад давления в измерительных приборах. Следствие подтвердило "газовую" версию, однако пришло к неожиданным выводам. Согласно результатам комплексной взрывопожаротехнической судебной экспертизы, взрыв газовоздушной смеси произошел на первом этаже в квартире № 11 - той самой, где проживал Костя Акимов. Он нередко, по словам соседей, оставался ночевать у своей сестры в станице Полтавской, однако на этот раз вернулся в поселковую квартиру, оборудованную в отличие от соседских обогревательным котлом.

"В ходе предварительного следствия данных, свидетельствующих о неисправности газового оборудования, подземного и наземного газопроводов, предназначенных для газоснабжения жилого дома, утечки из них газа либо невыполнения служебных обязанностей по их поддержанию в надлежащем состоянии сотрудниками эксплуатационной организации, не установлено, - говорится в сообщении пресс-службы следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю. - При разборе завалов кухни квартиры № 11, где жил молодой человек, была обнаружена газовая плита, краны регулировки подачи газа в газовые горелки которой были открыты".

Дальше идет ссылка на сотовый телефон погибшего с текстами суицидального содержания и вывод: "Взрыв бытового газа произошел в результате скопления газовоздушной смеси и искры от включения электрических приборов в связи с тем, что проживавший в квартире № 11 молодой человек, желая покончить жизнь самоубийством путем отравления себя природным газом, привел в положение "открыто" конфорки газовой плиты, расположенной на кухне. Уголовное дело прекращено в связи со смертью лица, подозреваемого в совершении преступления".

В официальную версию в Элитном не верят. "Списали все на покойника", - судачит народ. По словам Костиной мамы, судмедэксперты не обнаружили в организме ее сына ни алкоголя, ни наркотиков, а в его легких не было газа. "Я не верю, что он не хотел жить, - утверждает Вера Алексеевна. - Костя действительно встречался с девушкой, они иногда ссорились, но потом быстро мирились. Думаю, причина в старой газовой трубе, оставшейся в нашей квартире. А краны горелок на печке наверняка после взрыва открылись. Надо было найти виноватого, вот и сделали им Костю".

После похорон сына Акимовы уже не вернулись на Север и сейчас живут у дочки. Все, что было нажито, превратилось в руины. Они получили 500 тысяч рублей, как семья погибшего, а недавно им купили жилье в станице Полтавской. Небольшому саманному домику свыше полувека, зато рядом дочка и внуки. Еще пяти семьям лишенцев за счет выделенных из края средств жилье приобрели в Элитном и Протичке - соседнем поселке. Без крыши над головой до сих пор продолжают оставаться лишь дети погибшей при взрыве Светланы Мирошник, трехкомнатная квартира которой оказалась неприватизированной. Галя по-прежнему работает в Краснодаре, здесь же в интернате для глухих и слабослышащих детей находится ее младший брат Ваня.

- Я оформляю документы на его опекунство, но если не будет жилья, брата мне не отдадут, - говорит Галина. - На днях вернулась из Полтавской, в районной администрации пообещали купить квартиру в Протичке. Бабушка с дедушкой приедут, без них с Иваном мне не управится. Ведь ни в Элитном, ни в Протичке работы нет - придется по-прежнему в Краснодар ездить.

Трагедия в некогда процветающем поселке, ставшем западней для людей, отдавших лучшие годы развалившемуся совхозу, обнажила копившиеся годами проблемы. Но постепенно резонанс от прогремевшего здесь взрыва утих, и жизнь вернулась в прежнее русло. Трудоспособное население поселка ищет лучшей доли в чужих краях, а старики-пенсионеры со страхом ждут прихода зимы. Ведь обогревать свои квартиры с помощью газовых духовок им теперь уже точно не разрешат, а на покупку отопительного котла нет денег.

Следствие Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ