Один из лучших гитаристов страны - Виктор Зинчук - одинаково виртуозно исполняет классическую музыку, джаз и рок и давно получил на родине неофициальное звание "наш российский Стив Вай и Джо Сатриани". Заслуженный артист России, регулярно дающий мастер-классы в Европе, в честь своего 50-летия решил отыграть серию концертов на родине.
В любой стране крайне мало таких музыкантов: виртуозных, артистичных, непрестанно совершенствующих свое высокое мастерство, осваивающих все новые инструменты и техники. Одна из самых знаменитых гитарных фирм Fender приготовила ему в подарок юбилейную, эксклюзивно сделанную именно для Зинчука "золотую" гитару, покрытую сверху сусальным золотом. Поздравления прислали министерство культуры, многие артисты, в том числе и Алла Пугачева, которая прежде сотрудничала с Виктором. А также поклонники музыканта на родине и в Европе (где он получил почетное звание магистра).
Зинчука снова звали на гастроли во Францию и Италию, но он перенес их на будущий год. А в этот - юбилейный - решил выступать только в России. О чем и поведал в интервью обозревателю "РГ".
Российская газета: Виртуозному музыканту всегда сложнее: он может сыграть больше, нежели "середнячки"... Наверняка поэтому выбираете композиции для концерта и по степени сложности: дабы позавидовали менее искушенные коллеги?
Виктор Зинчук: Если такое и случалось, то давно. Сейчас вся моя жизнь - это пропаганда классики и доказательство того, что ее интересно, можно и нужно играть на гитаре.
Вначале я хотел сделать юбилей, как у всех. Намеревался тоже пригласить именитых гостей, которые поздравили бы меня со сцены, тоже что-то сыграли - как принято в шоу-бизнесе. Но потом от этой идеи отказался: моя публика все-таки не очень избалована инструментальной музыкой и современным гитарным исполнением классики. Да и исполнителей, подобных мне, по телевизору не показывают, по радио не крутят. Мы считаемся "не форматом", поскольку очень далеки от попсы.
К тому же я уже давал подобные концерты: приглашал звезд, но зрители были недовольны. Подходили ко мне за кулисами и спрашивали: "Виктор, ну а когда же вы будете играть?". Вот и решил отныне давать юбилейный концерт сольно - только со своей сопровождающей группой. Покажу в этом туре то, чего достиг за долгие годы (В возрасте 17 лет Виктор Зинчук дебютировал в "Арсенале" Алексея Козлова. - Прим. А. А.).
Сыграю и "Каприс" Паганини, и "Итальянскую польку" Рахманинова, и мелодию из "Кармен" Бизе. Обязательно будет и "К Элизе" Бетховена, произведение, известное мне с детства. Ведь девочка, которая жила в квартире надо мной, разучивала его лет 10, но так и не разучила от начала до конца. А мы исполняем его с моей группой: гитара, бас, барабаны, еще одна гитара - очень аккуратно, нота в ноту с Бетховеном. Хотя и мне некоторые произведения крупной формы приходится разучивать по полгода - нужно же ведь пропускать через себя, искренне прочувствовать. А на это требуется время. Это песни разучиваются довольно быстро...
РГ: Ваше нынешнее увлечение кельтской музыкой вызвано тем, что она снова вошла в моду?
Зинчук: Да, на эти концерты я пригласил Александра Анистратова, он играет на волынке и на всевозможных дудочках и флейтах - освежает наше звучание. Но кельтской музыкой я увлекся не ради моды (новый виток увлечения которой начался в том числе и благодаря Зинчуку. - Прим. А. А.), а потому, что она тоже - мощнейший пласт этнической культуры. Кстати, кельтская музыка очень похожа на древнеславянскую. А еще на восточную. Да и рок, думаю, вышел именно из нее. Поэтому кельтская музыка очень органично вплетается в мою исполнительскую концепцию.
РГ: Не жалеете, что уже не играете рок и джаз?
Зинчук: Я все-таки уже взрослый. А рок - это экспрессия. Но она есть и в классической музыке. Мой концерт - это контраст, он как и жизнь: есть сильные эмоции и впечатления, есть яркие краски, которые сменяются полутонами. Для этого я играю уже на шести гитарах. Меняю их в зависимости от исполняемого произведения. Теперь освоил и банджо: очень позитивный инструмент, мажорный. Когда пролетает концерт, зрители не верят, что слушали мою музыку почти два с половиной часа. Потому что все в программе выстроено по контрасту.
О джазе и роке я не скучаю: с годами пришел к тому, чтобы играть свою музыку. Ее у меня примерно треть концерта. Но и классику я иногда исполняю "нота в ноту", а порой вначале в оригинальной версии, а затем в моем видении, с собственными каденциями, импровизациями. Ференц Лист обрабатывал произведения Никколы Паганини - в истории музыки подобное случалось. А сейчас так действую я. Я не думаю о стилях, просто играю такую музыку, чтобы люди радовались, а иногда у них выступали слезы... И чтобы у них мурашки по коже пробегали....
РГ: На Западе гитаристы-виртуозы вашего уровня: Вай, Сатриани, Сантана - собирают стадионы. Почему такое невозможно в нашей стране?
Зинчук: Я тоже играю на стадионах, когда езжу с командой футбольных звезд - на благотворительные матчи-концерты. Исполняю "Полонез" Огиньского, Штрауса. Но, откровенно говоря, мои главные залы - это те, где тысяча или чуть более мест. Собрать не стадион, а большой зал в каждом городе, куда я приезжаю, - уже достижение. Ведь не все регулярно показываемые по телевизору звезды могут регулярно собирать такие залы по стране.
РГ: Недавно вы начали преподавать. Зачем вам это при достаточно активной концертной деятельности?
Зинчук: Да, я теперь стал доцентом кафедры эстрадных оркестров и ансамблей в Университете культуры, который и сам оканчивал. Причем с красным дипломом. Но я еще начинающий доцент: руководство вуза разрешило мне пока только консультировать студентов - сделали скидку на то , чтобы провел концертный тур в честь юбилея. А с будущего года начну уже плотно преподавать. Зачем мне это нужно? Со временем понимаешь, что надо передавать свои знания и секреты мастерства. Ведь только если можешь кого-то научить, то ты действительно мастер и силен в своем деле.
РГ: Ваш сын тоже пошел по вашим стопам?
Зинчук: Он прилично играет на гитаре. Но я никогда не хотел, чтобы он шел на профессиональную сцену. Слишком уж непроста сегодня судьба артиста, предпочитающего самобытность и играющего "неформатную" музыку. Поэтому сын учится в институте на юриста, а на гитаре играет только для души.