06.06.2008 04:30
Власть

Екатеринбургский водитель требует установить туалеты на конечных остановках

Водитель городского автобуса требует установить туалеты на конечных остановках
Текст:  Сергей Авдеев (Екатеринбург)
Российская газета - Урал: №0 (4679)
Читать на сайте RG.RU

Водитель рейсового автобуса из Екатеринбурга судится со своим работодателем по поводу оскорбления его достоинства. Он предъявил иск руководству предприятия за отсутствие мест общего пользования у него на работе.

42-летний водитель рейсового городского автобуса Алексей Рощин обратился в мировой суд Железнодорожного района Екатеринбурга с заявлением, в котором просил обязать руководство муниципального автопредприятия (ЕМУП МОАП) обеспечить санитарно-бытовые условия, необходимые ему для исполнения трудовых обязанностей.

- Мой рабочий день длится восемь часов, - говорит Алексей Рощин корреспонденту "РГ". - Практически все это время я нахожусь за рулем. Стоянки на конечных остановках - две-пять минут. Туалетов там нет. И как я должен отправлять свои естественные потребности?!

А действительно - как? Восемь часов - это много, обычный человек столько не выдержит. Но как-то же они выходят из ситуации. По секрету рассказывают: в кустики бегают, если есть поблизости. За какой-нибудь угол, забор. Вот только женщинам-кондукторам очень неудобно бывает…

Мы проверили: действительно, нигде на конечных остановках автобусов за номерами 57, 61, 60А, 43К, на которых работал и сейчас работает Алексей Рощин, никаких стационарных клозетов или биотуалетов нет. Почему же никто раньше не обратил на это внимания?

Представитель ответчика в суде Дмитрий Южаков объяснил позицию своего руководства так: ни в одном действующем нормативном акте, как и в трудовом договоре, не предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников туалетами. Есть же санузел на предприятии.

Но там, на предприятии, водители бывают только два раза в день: когда выезжают на линию и когда ставят автобус обратно. А весь рабочий день периодически маются и стыдливо озираются по сторонам в поисках убежища. Это ли не оскорбление личности и нарушение естественных правил проживания в цивилизованном обществе?

Алексей Рощин унижаться не хотел и потому еще раньше пытался доказать своему руководству, что оно, не желая ставить туалеты на конечных остановках, нарушает Конституцию страны, Евроконвенцию и Трудовой кодекс, защищающие достоинство личности.

Его не слушали, и тогда Рощин решал проблему по-своему. Он, высадив пассажиров на конечной, разворачивался и ехал порожняком на своей "гармошке" в депо или в ближайшую знакомую ему фирму, где есть туалет. Дорога туда-обратно занимала минут 20. Естественно, по этой причине Рощин выбивался из графика, за что его неоднократно наказывали: объявляли выговор, предупреждение и лишали премии. Один раз его даже уволили, но суд восстановил: Рощин, кроме того что очень настырный, еще и лидер свободного профсоюза на своем предприятии.

Мировой судья Елена Бочкарева, рассмотрев это пикантное дело, согласилась с тем, что туалеты водителям и кондукторам автобусов, безусловно, нужны. Она вынесла решение, по которому ЕМУП МОАМ (единственный, кстати, муниципальный автоперевозчик в городе) должен оборудовать места общего пользования на четырех конечных остановках транспорта - там, где сейчас водит свой автобус маршрута 43К Алексей Рощин.

Но автобусное руководство обжаловало это решение, и дело было передано уже в федеральный районный суд. Там судья Оксана Колесникова полностью отменила постановление мирового судьи.

Мотивировку этого решения нам, к сожалению, узнать не удалось из-за серьезных барьеров, которые воздвигнуты на пути информации из судов к прессе. Понятно одно: судья не усмотрела в законе прописанную обязанность руководителя предприятия обеспечивать санузлом своих работников на расстоянии.

- Мы не собираемся сдаваться и подаем надзорную жалобу в областной суд, потом в Верховный и, если вопрос не решится, будем обращаться в Европейский суд по правам человека, - говорит "РГ" представитель неугомонного Рощина адвокат Роман Качанов. - Почему-то у водителей трамваев и троллейбусов есть туалеты на каждом "кольце". Для водителей автобусов стандартом отрасли, утвержденным Минтрансом России, они тоже предусмотрены, но лишь для тех, кто ездит по дорогам первой-третьей категорий. Это трассы федерального значения, междугородние. А что, городские шоферы - не люди? Этот вопрос надо решать по-человечески. Ведь оскорблять общественную нравственность у нас законом запрещено, можно получить 15 суток за отправление нужды в неположенном месте. Значит, создайте условия, чтобы люди могли работать, не краснея перед этой самой общественностью. Кажется, биотуалет сейчас - не проблема.

Однако непосредственный руководитель Рощина, директор филиала муниципального автопредприятия Виктор Осипов, по словам самого бунтаря, твердо стоит на своем: туалеты горожанам должен строить не он, а муниципалитет.

"Этико-санитарное" противостояние продолжается.

Права человека Екатеринбург Урал и Западная Сибирь