Кабинет министров внес в Госдуму поправки, дифференцирующие ставки акциза на бензин в зависимости от качества топлива. Предполагается, что эта мера стимулирует производство нефтепродуктов повышенного качества. Эксперты с оптимизмом восприняли предложенные изменения, однако, по их мнению, нужно предусмотреть способы защиты сельхозпроизводителей, поскольку вся сельскохозяйственная техника работает на низкооктановом бензине, производство которого может стать невыгодным.
Напомним, что решение о необходимости увязать ставки акциза на бензин и его качество было принято уже давно, соответствующий пункт содержался в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Суть законопроекта в следующем. Вместо нынешних двух ставок акцизов вводятся три, привязанные к качественным показателям (классам), предусмотренным техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением правительства N 118.
При этом размер ставок акциза на автомобильный бензин определяется с учетом средней ставки акциза в размере 3300 рублей за 1 тонну, рассчитанной исходя из действующих в 2008 году ставок акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и на автомобильный бензин с другими октановыми числами, прогноза структуры производства автомобильных бензинов по классам на период с 2009 по 2011 год, а также необходимости возмещения затрат производителей на улучшение характеристик бензина.
Ставки акцизов по классам дизельного топлива определялись исходя из действующего уровня ставки 1080 рублей за 1 тонну и структуры производства дизельного топлива по классам. Разница в уровне ставок акцизов на дизельное топливо между классами составляет 200 рублей в расчете на 1 тонну, что составляет около 20 копеек в расчете на 1 литр (1 тонна дизельного топлива составляет около 1134 литра), это позволит обеспечить производителям возмещение затрат.
"Это один из немногих законопроектов, который создает реальные экономические стимулы для модернизации экономики", - считает генеральный директор "ФинЭкспертизы" Агван Микаелян. "Для того чтобы производить хороший бензин, нужно вложить деньги в новое оборудование. Если ты производишь качественный бензин и акцизы на него ниже, то можно за счет ставки переоборудовать предприятие, модернизировав его. Главное - чтобы реализация этой идеи оказалась такой же удачной".
Кроме того, снижение ставки акциза на высококачественное топливо может оказать существенную помощь в запланированном переходе на стандарты "Евро-4" и "Евро-5" с 2010 года. Проблема может возникнуть только одна. Машины сельхозназначения - грузовики, комбайны и прочее - работают на низкооктановом бензине. "Посевную на высокооктановом бензине не проведешь", - говорит эксперт.