Из-за рекордно высоких цен на авиатопливо, которые продолжают повышаться, мировая индустрия авиаперевозок закончит этот год с потерями. Причем размер этих потерь будет напрямую зависеть от стоимости топлива. Такой прогноз обнародовала Международная ассоциация воздушного транспорта IATA.
IATA спрогнозировала в этом году рост топливных расходов отрасли на 40 миллиардов долларов (до 176 миллиардов долларов) и совокупные убытки в 2,3 миллиарда долларов. Но это в случае, если среднегодовая цена барреля нефти марки Brent будет на уровне 107 долларов. Если цена нефти будет рекордной, а именно в районе 135 долларов, то расходы авиакомпаний увеличатся на 99 миллиардов долларов, а убытки и вовсе возрастут до 6,1 миллиарда долларов.
Что касается российских авиакомпаний, то "Российская бизнес-газета" поинтересовалась их мнением по поводу ситуации, связанной с высокими ценами на авиакеросин.
В авиакомпании S7 Airlines отметили, что "в структуре расходов авиакомпаний топливо занимает значительную часть, поэтому для российских авиаперевозчиков повышение цен на авиакеросин, безусловно, повлечет рост цен на авиабилеты. Насколько заметным это повышение будет для пассажиров, во многом зависит от типа самолетов, которые эксплуатирует авиакомпания. Причем затраты на авиатопливо для иностранных самолетов значительно ниже, чем на воздушные суда российского производства. Большинство авиаперевозчиков в России эксплуатируют отечественные самолеты, соответственно уровень расходов на авиатопливо у них более высокий. Российская техника используется преимущественно для перелетов на региональных маршрутах, поэтому цены возрастут именно на полеты внутри России. По мнению нашей авиакомпании, единственный выход из сложившейся ситуации - ограничение монополизма производителей авиатоплива, а также снижение пошлин за ввоз иностранных самолетов, что создаст более благоприятные условия для обновления парка перевозчиков экономичными воздушными судами". Директор пресс-центра компании AiRUnion Ольга Трапезникова считает, что "рынок авиатоплива в России монополизирован. К сожалению, авиакомпании не имеют ресурсов влияния на этот рынок. Инициировать процессы регулирования цен должно государство. В противном случае авиаперевозки станут в ближайшее время роскошью, а не средством передвижения, и количество их резко сократится".
В ГТК "Россия" подчеркнули, что "значительные скачки цен на авиатопливо отразились на стоимости авиабилета увеличением топливного сбора. Это единственная адекватная мера для сохранения рентабельности авиаперевозок. В сложившейся ситуации наиболее болезненным ударом стало резкое, непредвиденное повышение цен в летний, то есть наиболее активный период, в то время как многие авиаперевозки на сезон уже проданы по старой цене топлива. Во избежание серьезных убытков из-за заправки по новым ценам компания вынуждена вместе с туроператорами взимать дополнительные суммы за уже реализованные путевки. В секторе регулярных авиаперевозок ГТК "Россия" незначительно увеличила уровень топливного сбора, по-прежнему сдерживая рост цен. Вызывает опасение, что дальнейший рост цен на нефть негативным образом скажется на покупательской способности российских пассажиров и приведет к еще большей стагнации отрасли".