10.06.2008 04:00
Экономика

Всемирный банк считает, что в российской экономике налицо признаки перегрева

В российской экономике налицо признаки перегрева
Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №0 (657)
Читать на сайте RG.RU

Это рост инфляции, перевалившей за двузначные цифры. Максимальная загрузка производственных мощностей при относительно малой безработице. Опережающее инфляцию и рост производительности труда увеличение зарплат. Удорожание недвижимости, увеличение импорта и ухудшение счета текущих операций. Все эти факторы присутствуют в России и говорят о перегреве экономики. Такие выводы содержатся в очередном докладе Всемирного банка об экономике России.

Попытки денежных властей переломить ситуацию пока не увенчались успехом. Более того, если власти всерьез не примутся за проведение структурных реформ, положение начнет только усугубляться. Правда, российская экономика защищена от внешних шоков. Накоплены большие золотовалютные резервы. Федеральный бюджет имеет неплохой запас денежных средств, аккумулируемых в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. А цены на нефть вряд ли упадут в ближайшее время. Так что властям на фоне благоприятной конъюнктуры придется исправлять ситуацию внутри страны, и делать это надо быстро.

Темпы экономического роста ускорились на фоне признаков перегрева экономики, говорится в докладе. В 2007 году темпы экономического роста достигли 8,1 процента благодаря высоким ценам на нефть, активному внутреннему спросу и благоприятным макроэкономическим условиям. Более того, по предварительным данным, в первом квартале текущего года реальный рост ВВП также ускорился до 8,7 процента, а промышленное производство продолжало расти такими же, как в 2007 году, темпами - 6,9 процента. Однако совокупность факторов, включающих в себя неослабевающую инфляцию, повышение степени загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, усугубление инфраструктурных ограничений и опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда, говорит о том, что совокупный спрос опережает производственные возможности экономики. В этих условиях первоочередными задачами властей должны стать борьба с инфляцией и завершение структурных реформ.

После 8 лет снижения темпов инфляции в конце 2007 года произошло повышение потребительских цен до 11,9 процента, значительно превысив целевой показатель правительства - менее 8 процентов. Столь стремительный рост инфляции был обусловлен высоким уровнем ликвидности, ослаблением бюджетной политики и повышением цен на продовольственные товары. Сочетание масштабного притока нестерилизованного капитала, частично нестерилизованных потоков нефтедолларов, отрицательных реальных процентных ставок и жесткого обменного курса привело к возникновению высокой ликвидности, что породило бум кредитования и внутреннего спроса. Частично инфляция объясняется и повышением цен на импортное продовольствие.

На этом фоне сложная мировая конъюнктура является источником как возможностей, так и рисков для дальнейшего экономического роста в России. С одной стороны, рост цен на нефть обеспечил для бюджета получение сверхдоходов. С другой стороны, привел к усугублению зависимости от экспортных поступлений и налоговых доходов, создаваемых в нефтяной отрасли. Поэтому самый высокий риск для российского бюджета - возможное снижение цен на нефть в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Между тем, отмечают авторы доклада, структура реального ВВП сместилась в сторону "неторгуемых" секторов, что частично вызвано укреплением обменного курса и быстрым ростом внутреннего спроса. Особенно заметен сдвиг от добычи полезных ископаемых в сторону торговли и строительства. В 2007 году почти треть прироста ВВП была обеспечена в секторе оптовой и розничной торговли.

Рост внутреннего спроса, в особенности инвестиционного, способствовал ускорению экономического роста. Однако общий объем инвестиций остается на относительно среднем уровне. За первые четыре месяца года он составил всего 20,3 процента.

Вроде бы все ничего, однако поддержание номинального обменного курса на стабильном уровне привело к очередному укреплению рубля и инфляционному давлению на "неторгуемые" товары и услуги. Продолжение подобной макроэкономической политики только создает риски дальнейшего ускорения инфляции и укрепления рубля, что в конечном итоге отрицательно скажется на темпах экономического роста. Хотя с февраля ЦБ начал вводить изменения в денежно-кредитную политику, однако из-за того, что баланс рисков сдвинут в сторону инфляции, необходимо будет ужесточить денежно-кредитные условия. Уже поднята ставка рефинансирования с 10 до 10,5 процента. Вполне вероятно, что ставку придется повысить вновь.

Несмотря на высокие темпы инфляции, экономический рост сопровождался повышением реальных доходов и заработной платы населения. Причем эта тенденция продолжается и в текущем году. При этом рост реальных доходов и зарплаты по-прежнему опережает рост ВВП и производительности, что ведет к перегреву экономики.

На этом фоне кажется странным, что все больше и больше ослабевает бюджетная политика. Стремительное повышение госрасходов в последнем квартале 2007 года только усугубило инфляцию и привело к сокращению профицита бюджета. И хотя профицит сохраняется, однако он сокращается быстрее, чем это было бы необходимо для снижения инфляции. При этом, отмечают авторы доклада, и на ближайшие три года планируется ослабление бюджета. В результате такой политики правительство рискует потерять преимущества, полученные за последние девять лет в результате макроэкономической стабилизации.

Правда, отмечает главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич, в России все-таки были проведены реформы, в основном в области бюджетной системы. Первое, что было положительным, - не потрачена значительная часть средств Стабфонда. Второе - введение трехлетнего бюджетного планирования. Третье - правительству удалось улучшить собираемость налогов и таможенное администрирование. Четвертое - проведение межбюджетной реформы, при которой были разделены доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов. Пятое - реализация мер по либерализации валютной системы, а также реформирование финансового рынка. И, наконец, шестое - правительство начало улучшать эффективность и независимость судебной системы.

Задачи, которые предстоит решить, довольно сложные. Главное - побороть инфляцию. Но одного снижения инфляции будет недостаточно для обеспечения устойчивого и динамичного роста. Поэтому предстоит решить и вторую задачу - ускорение проведения целого ряда структурных реформ и преодоление инфраструктурных проблем для того, чтобы произошел рост производительности экономики в долгосрочной перспективе. Чтобы снизить инфляцию, необходимо ужесточить бюджетную и денежно-кредитную политику. Повысить процентные ставки и резервные требования, сочетая их с более гибким обменным курсом. В качестве дополнительных мер ВБ рекомендует не вводить использование административных цен и экспортных ограничений.

Макроэкономика Банки Всемирный банк (ВБ)