10.06.2008 05:00
Экономика

Россию записали в десятку стран с самым высоким индексом потребительского доверия

Иностранные социологи ввели Россию в десятку стран с самым высоким индексом потребительского доверия
Текст:  Наталья Чистякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4681)
Читать на сайте RG.RU

71 процент россиян спокойны за состояние своего кошелька на ближайшие 12 месяцев. При этом больше половины из них считают, что сейчас удачное время для новых приобретений.

Такие данные обнародовало на днях международное исследовательское агентство Nielsen. При этом согласно результатам опроса Россия впервые за несколько лет вошла в десятку стран с самым высоким индексом потребительского доверия.

Исследования проводились в 51 стране мира среди регулярных интернет-пользователей. В России таковых пока только четверть от общего числа населения. Причем это люди в той или иной степени обеспеченные и работающие.

Руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова отнеслась к выводам заморских конкурентов спокойно. "Nielsen - авторитетное агентство, и его оценкам вполне можно доверять, - отметила социолог. - Другое дело - аудитория, среди которой проводилось исследование, ведь от выборки респондентов зависят и результаты опроса. В данном случае респондентами агентства выступали регулярные интернет-пользователи, поэтому результаты и не отражают объективной картины материального состояния россиян и социальных настроений в обществе".

Объективные же оценки покупательной способности россиян пока еще далеки от весьма лестного для нашей страны седьмого места в десятке самых оптимистичных рынков, на которое "поставили" Россию специалисты Nielsen. Например, согласно оценкам Росстата каждый седьмой россиянин сегодня практически все свои деньги тратит на еду. А почти половина населения на вопрос "Хватает ли вам доходов, чтобы прокормить себя?" отвечает отрицательно.

Это подтверждают и последние опросы ВЦИОМ в отношении социального самочувствия населения страны. За последние четыре года оно действительно значительно улучшилось, однако доля негативных оценок все еще высока и составляет 23 процента опрошенных. Самую полную картину дают результаты опроса ВЦИОМ о том, как менялись оценки россиянами собственного материального положения за последние 11 лет. Для этого все респонденты были разделены на пять групп: нищих - тех, кому денег не хватает даже на продукты; бедных - тех, кому на еду хватает, а на одежду - с трудом; "предсредний" слой - тех, кому хватает на еду и одежду, но не хватает даже на недорогую бытовую технику; "средний класс" - тех, кому денег хватает на все, кроме действительно дорогих вещей (машины, квартиры, дачи); и богатых - тех, кто не ощущает для себя никаких материальных ограничений.

И вот что выяснилось. За 11 лет сократились две самые бедные группы населения - те, кто едва сводит концы с концами (с 28 процентов до 7), и те, кому денег хватает только на продукты (с 41 процента до 24). Одновременно в два раза возросло число тех, кому хватает средств на еду и одежду, но трудно купить, например, телевизор или холодильник (с 24 до 51 процента). Также почти в два раза увеличилось количество тех, кто без проблем может покупать вещи длительного пользования, но затрудняются приобрести, например, автомобиль (с 7до 16). Наиболее обеспеченная группа, кому по карману приобретение квартиры, дачи и т.п., все эти годы не превышает одного процента населения страны.

Как видим, разрыв между оптимистическими оценками российских интернет-пользователей и реальной картиной в целом - существенная. Это объясняется еще и тем, что подавляющее большинство (90 процентов) пользователей Интернета проживают в мегаполисах и городах с населением свыше полумиллиона. А здесь, как известно, и доходы выше, и с трудоустройством нет проблем. Это, кстати, отметили российские участники исследования Nielsen, поставив проблемы сохранения работы и трудоустройства лишь на шестое место по значимости в списке основных источников тревог.

ВЦИОМ же выяснял мнение респондентов, проживающих в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Во многих из этих "населенных пунктов" и с работой плохо, и зарплаты низкие, а в некоторых доступа во Всемирную сеть нет пока и в помине.

Единственное, в чем почти совпадают данные двух опросов - отношение к инфляции. По оценкам Nielsen, 84 процента респондентов в России обеспокоены вероятностью нового витка инфляции. Согласно же данным ВЦИОМ доля россиян, которые сегодня оценили уровень инфляции в стране как очень высокий, превышает 70 процентов. Причем около 45 процентов граждан вследствие роста цен на продовольствие собираются ввести ограничения на потребление некоторых продуктов.

Товары и цены Социология