10.06.2008 05:00
Экономика

В руководстве российских госкомпаний станет меньше чиновников

Число чиновников в руководстве госкомпаний будет ограничено
Текст:  Евгений Арсюхин (Санкт-Петербург)
Российская Бизнес-газета - : №0 (657)
Читать на сайте RG.RU

Про Петербургский экономический форум накануне его проведения говорили, что, мол, мероприятие так себе получится. Ошиблись - уж в чем-чем, а в серости его не обвинишь. Запомнится. И не только теми событиями, которые уже растиражировали СМИ, будь то программная речь президента России Дмитрия Медведева об "экономических эгоистах" (имеются в виду США) или заявление министра финансов России Алексея Кудрина о том, что НАТО должно уйти в историю. Кому-то запомнится самолет - небольшой такой, аккуратный, для бизнесменов - ценой 2 миллиона долларов.

Но, возможно, главное в этом году - это лейтмотив выступавших на форуме чиновников о том, что роль государства в экономике необходимо снижать. Форум и в прошлые годы был достаточно либеральной площадкой. Но не до такой же степени.

Именно снижение роли государства в экономике стало лейтмотивом экономического форума.

Во всяком случае выступление первого вице-премьера Игоря Шувалова наводит именно на такие мысли. Он заявил, что к концу года российская экономика станет шестой экономикой в мире. "Главное ограничение для россиян - это ограничение внутри себя, лишь преодолев его, мы сможем преодолеть капканы на своем пути и двигаться вперед", - заявил г-н Шувалов. По его словам, государство будет обращать усиленное внимание на развитие образования, причем корпоративные расходы на образование будут освобождены от налогов.

Главное все-таки в речи г-на Шувалова было именно освобождение от избыточной роли государства в экономике. "В инновационном обществе избыток государства так же опасен, как и его недостаток", - заявил он.

Неудачи в деле государственного регулирования "оказываются гораздо более болезненными, чем провалы рынка", так как государство хуже, не так быстро реагирует на вызовы. "Многие критикуют власть за стремление проникать во все сферы. С одной стороны, есть желание бюрократии все более вмешиваться в хозяйственную деятельность. С другой стороны, есть сильное желание побудить государство к таким действиям", - заявил он и напомнил, что одним из первых указов президента Дмитрия Медведева стал указ об ограничении вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Государство максимально снизит участие чиновников в советах директоров госкомпаний, а правительство намерено провести ротацию в советах директоров госкомпаний и нацелено на реформу корпоративного управления в госкорпорациях. Государство будет создавать госкорпорации так, чтобы они действовали абсолютно открыто, сказал г-н Шувалов. Последнее очень важно для понимания: государство не отказывается от формирования новых госкорпораций, сказал г-н Шувалов. "Мы считаем, что они нужны как раз для регулирования отношений, где рыночные агенты действовать самостоятельно не могут. Мы создавали и, наверное, по каким-то направлениям будем их создавать, но будем создавать так, чтобы они действовали абсолютно открыто, по правилам корпоративного управления", - заявил первый вице-премьер.

Реформируя корпоративное управление, правительство, возможно, хочет начать с себя. Так, на форуме было заявлено, что правительство сократит полномочия федеральных органов в регионах. Для бизнеса это означает снижение числа проверок, для местных чиновников - рост самостоятельности, в том числе при распределении бюджета.

Вице-премьер Сергей Иванов сказал в связи с этим, что "федеральных органов власти слишком много, от Росттехнадзора до пожарных отделений, санэпидем станций, и всем хочется посогласовывать, поизучать документ, продвинуть его".

Он также прошелся по стандартам и техническим регламентам, поскольку, по его мнению, нынешнее положение дел с ними только усиливает коррупцию, борьба с которой была на форуме объявлена президентом России Дмитрием Медведевым "новым национальным проектом".

Яркой иллюстрацией этого процесса стало сообщение о том, что минтранс активизировал работу по созданию единой компании по управлению аэропортами. Об этом сообщил министр транспорта Игорь Левитин. Это будет, конечно же, государственная корпорация, и по словам г-на Левитина, с этой идеей минтранс выступает уже около двух лет. Ведомства положительно оценили идею, но потребовали от минтранса обоснования того, что это должна быть именно государственная и именно единая корпорация. Судя по словам г-на Левитина, такие обоснования готовы и минтранс возвращается к своему любимому детищу.

Еще более интересные детали в обсуждаемый нами вопрос внес "круглый стол", на котором председательствовал глава ФАС Игорь Артемьев и где затрагивались проблемы все тех же госкорпораций, в частности многострадального "Роснанотеха". Г-н Артемьев неожиданно сообщил, что "Роснанотех" - пример всего лучшего, что можно ожидать от государственной корпорации. Вице-премьер Сергей Иванов тут же отреагировал в том духе, что признание г-ном Артемьевым большой роли госкорпораций и вообще успехов государства на этом поприще дорогого стоят. В то же время он высказался за то, что слишком много госкорпораций России не нужно, и в этом плане повторил свою либеральную речь на форуме годичной давности.

Реакция бизнеса

Эксперты расценили выступления г-на Шувалова, а главным образом речь на форуме президента России Дмитрия Медведева как сигналы для инвесторов о том, что грядет либерализация. Так, Дмитрий Медведев заверил инвесторов в надежности вложений в российскую экономику. "Уровень защиты права собственности и обязательности исполнения контрактных обязательств абсолютно соответствуют мировым стандартам и по своей природе похожи на те, что существуют в Европе", - заявил он, отметив, что со стороны государства требуется сегодня прежде всего реализация судебной реформы: как юрист он не мог обойти этот вопрос. Все решения судов должны быть справедливыми и выполняться беспрекословно - вот лейтмотив речи главы государства.

Констатируя рост иностранных инвестиций в экономику России, президент остановился особенно подробно на том, чтобы иностранные капиталы направлялись в самые разные отрасли российской экономики, в том числе аграрный сектор, машиностроение, недвижимость, деревообработку и торговлю. Это не менее ключевые направления, чем транспорт и добывающие отрасли, сказал Дмитрий Медведев. Прокомментировав принятый недавно в России закон об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли - закон, который в кулуарах форума обсуждался чрезвычайно активно и расценивался по-разному, президент России сказал, что он сходен с аналогичным законом, действующим в США, но российский закон "проще". "Это документ вполне конкретный, он распространяется на 42 вида деятельности и более четко регулирует процедуру инвестиций в эти отрасли", - сказал Дмитрий Медведев. В то же время он подчеркнул, что готовится ряд предложений по улучшению налоговых условий для иностранных инвесторов, в частности освобождение от налогообложения расходов на корпоративное образование и медицинское страхование. Инвестиционный климат в стране определяется не только законодательством, но и уровнем правоприменения, и прежде всего эффективностью судебной системы. "Наша задача - создать абсолютно независимый суд, современный, соответствующий уровню экономики нашей страны", - вернулся к излюбленной и в самом деле важной для бизнеса теме президент России.

Комментарии представителей бизнеса были крайне позитивными. Так, вице-президент РСПП Игорь Юргенс приветствовал "ход мыслей" правительства, правда, усомнившись, что заявленные задачи будет реально выполнить. Более всего г-на Юргенса смутил план сокращения числа чиновников в аппарате управления госкомпаний всего лишь за год. "Если мы не реализуем эти планы к следующему форуму, создастся впечатление, что либералы потерпели поражение", - сказал г-н Юргенс.

Иностранцы, как водится, комментировали увиденное и услышанное еще более эмоционально. Так, по мнению главы CitigroupМайкла Клейна, Россия переживает впечатляющий экономический рост, рассмотреть который иностранным инвесторам мешают политические предубеждения. Он сказал даже, что инвесторы совершенно напрасно делают разделение между Россией и другими странами - членами БРИК. "Несмотря на существование четкого определения понятия БРИК, существует одна страна, которая, к сожалению, рассматривается не через призму экономического значения стран БРИК, а через призму политических отношений, и эта страна - Россия", - сказал он. После чего изрек афоризм, ставший едва ли не самым цитируемым высказыванием на форуме: "Российская экономика по большей части остается невидимой: когда имеется экономика, экспорт которой на 85 процентов представляет собой сырье, а не бренды, не потребительские товары, продовольствие или автомобили, мелкий и крупный бизнес не осознает той экономической мощи, которой достигла Россия". Конечно, экономика России растет в главной степени за счет высокой мировой конъюнктуры на энергоносители. Но это не есть такое уж абсолютное зло: Россия и российские компании должны использовать преимущества, полученные в результате экономического подъема последних лет. "Необходимо признать, что, когда ваша экономика страны растет на 8-9 процентов в год в реальном выражении, а экономика США и Европы увеличивается на 0-1 процент и вы обладаете значительным уровнем ликвидности, а на других рынках наблюдается кризис ликвидности, в кратко-срочной перспективе такое положение дел создает хорошие возможности", -цитируют его слова информационные агентства. В то же время он сказал, что российские компании пока довольно нерешительно осуществляют выход на внешние рынки.

Бросается в глаза, что число инвестиционных соглашений на форуме превысило таковое в прошлом году. Это тем более удивительно, что накануне форума даже искушенные наблюдатели, сравнивая программу этого года с прошлогодней, говорили о том, что успехи 2007 года превзойти не удастся. Тем не менее на форуме было заключено 17 соглашений на сумму 14,6 миллиарда долларов. К числу наиболее экзотических и пока не подписанных стало желание Колумбии, чтобы Россия построила в этой стране завод по производству автомобилей "КамАЗ". Об этом заявил вице-президент Колумбии г-н Сантос. Он сказал, что Колумбия хорошо знает эти автомобили и что теперь настало время построить завод в этой стране с тем, чтобы Колумбия снабжала ими другие страны Латинской Америки. Представители КамАЗа заявили, что эти планы вполне реальны.

Возможно, это сечется с еще одной лейтмотивной темой форума - о том, что России необходимо продвигать в мире собственные бренды и она будет этим заниматься. На форуме прозвучало, что именно отсутствие у России (или, скажем так, недостаток) собственных, узнаваемых в мире брендов есть причина того, что Россию "не видно". Сергей Иванов высказался в том духе, что Россия в самом деле такие бренды сформирует и это будут скорее бренды завтрашнего дня, а не славного прошлого, вроде уважаемого КамАЗа. "Мы акцентируем свое внимание на продуктах и технологиях будущего и будем вкладывать средства в их развитие, - сказал он. - По отдельным макротехнологиям Россия сохранила научно-технологический задел, и эти отрасли известны - авиационная, ядерная, энергомашиностроительная и космическая. Но у нас мало товаров, имеющих всемирно признанный бренд, и поэтому с российской экономикой мало знакомы в мире".

Крупные компании Санкт-Петербург Северо-Запад Вице-премьеры