Позиционируют его даже не как самый дорогой фильм фестиваля, а как один из самых дорогих дебютных фильмов Российской Федерации. Бюджет "Новой земли" - 12 миллионов долларов.
Антиутопию по сценарию Арифа Алиева ("Кавказский пленник") снял Александр Мельник (продюсировавший "Монгола" Сергея Бодрова). Это его режиссерский дебют. Главную роль в фильме сыграл Константин Лавроненко. В 2009 году его герой попадает в тюрьму пожизненно - за убийство диспетчеров, из-за чьей ошибки разбился самолет с его женой и детьми на борту. В 2013 году становится участником невероятного по жестокости эксперимента - 208 осужденных убийц отправляют на необитаемый остров и оставляют без охраны. Всю отведенную им еду в первую же ночь уничтожают мыши. Люди начинают есть друг друга. К концу картины съедят, перестреляют или поубивают в рукопашных боях и общих сценах массовых побоищ всех - выживет только герой Лавроненко. Реки крови и горы трупов в кадре - не самое страшное. В "Новой земле" "всего" один раз крупным планом отрезают голову и отрубают ногу.
Самое парадоксальное, что режиссер картины Александр Мельник в день премьеры фильма на "Кинотавре" завершил крестный ход от Владивостока до Москвы. И утверждал, что на самом-то деле фильм очень добрый...
- Этот фильм я рассматриваю как одну из форм общественного служения, как возможность сказать, прокричать, добиться того, чтобы человек через катарсис осознал: мы же люди все! Для меня формула "Новой земли" очень простая: если ты не можешь простить, то тогда наказывай, убей, а если ты не можешь убить, то тогда научись прощать. Потому что половинчатые решения приводят к трагедиям.
История подобного типа была на нашей планете. В 37-м году был создан такой остров - люди жили отдельной жизнью и ели друг друга. В 37-м году НКВД таким образом решило вопрос, куда девать большое количество преступников и как их содержать: их сослали на остров в море Лаптевых. Никто у нас об этом никогда не писал. Но такое было. И нам нужно делать прививки от жестокости, чтобы вырабатывался иммунитет, что невозможно так делать. Мы долго обсуждали эпизод с перерезанным горлом. Весь телевизионный экран забит насилием. Мы живем в мире, в котором оно тиражируется невероятно, но это искусственное насилие - оно не заставляет нас задуматься, какие последствия возникают от наших действий. И вот нам нужно было сказать хотя бы однажды: будь осторожен, потому что, когда ты убиваешь человека, ты убиваешь его навсегда. И ты убиваешь еще и себя в этот момент. Об этом кино.
Актера на главную роль выбирали долго. Хотелось найти человека, который соответствовал образу героя, способного пройти абсолютно все нечеловеческие испытания. Ошибаться, возвращаться обратно, выпускать из себя злое и в то же время побеждать. Костя Лавроненко всех нас очень многому научил. У нас были варианты с другими актерами, мы пытались сделать пробы, но без Кости получался просто боевик, рассказ о том, что все люди сволочи. А здесь появился персонаж, сумевший преодолеть все обстоятельства и выжить буквально на голой скале...
Самое сложное, что может происходить в человеке, - это способность полюбить другого. Ведь мы в принципе любим только себя самого, и причем до бесконечности. Очень мало есть людей в мире, способных действительно искренно любить окружающих. Мы часто надеваем маску любви, маску уважения, сочувствия, какого-то соучастия. Общественная деятельность меня научила тому, что человек должен очень четко и ясно знать ответ на простой вопрос: ты способен помочь кому-то или нет? Знаменитый хирург Федор Углов мне рассказывал: "Я всегда резал без сомнения. Когда нужно человека поднять, нужно отрубить то, что мешает ему выжить, что погубит его организм. А многие мои коллеги пытались вырезать потихонечку, помаленечку и один за другим теряли своих пациентов". Так что в нашей ситуации фильм очень добрый. Когда к нему привыкаешь, то начинаешь спать спокойно, не мучаясь от ночных кошмаров. Но зато начинает пробуждаться совесть, и уже она не дает спать. Так что мы сняли полезное кино. С точки зрения понимания того, куда мы идем.
Илья Демин,
оператор фильма:
- Когда работаешь с этим материалом, даешь команду художникам по пластическому гриму, они приносят тебе горло, ты рассматриваешь его, ага, мало волос, побольше бы еще... А кровь у нас должна идти венозная или артериальная? Понимаете, это наша работа... Мы думали о степени достоверности происходящего на экране. Но мы не людоеды.
Ариф Алиев,
автор сценария:
- Как возникает сценарий? Идей всегда много, а толку никакого. Вот когда придумывается сюжет фильма, тогда он во что-то развивается. Из чего он складывается - источники и составные части назвать невозможно. Но одно точно вам могу сказать: я на пожизненном не сидел и человечину не ел. Хотя пару раз предлагали - в Китае и в Индии...