Во вторник правительство Южной Кореи в полном составе подало в отставку. Премьер-министр Хан Сын Су передал соответствующее прошение об освобождении его и всех министров от занимаемых постов президенту Республики Корея (РК) Ли Мен Баку.
Таким образом правительство страны решило взять на себя ответственность за непрекращающиеся уже более месяца ежедневные массовые демонстрации протеста против решения снять все ограничения на ввоз в Корею американской говядины. По мнению противников данного решения руководства РК, это приведет к попаданию в Корею мяса, зараженного смертельным для человека вирусом "коровьего бешенства". Напомним, что буквально несколькими днями раньше по аналогичной причине прошение об отставке подали также и все помощники президента Ли, включая главу президентской администрации Рю И Ика.
Таким образом южнокорейский лидер столкнулся с ситуацией, когда практически все его ближайшее окружение решило уйти с политической сцены. Еще на прошлой неделе были надежды на то, что может быть хотя бы кабинет устоит под напором народного недовольства, выражающегося в многотысячных пикетах, но руководство страны так и не смогло за эти дни найти способа сдержать все усиливающуюся критику в свой адрес.
Правда, как предположили местные обозреватели, президент Ли Мен Бак скорее всего примет отставки лишь премьер-министра, главы президентской администрации и нескольких министров и президентских помощников - в первую очередь тех, кто так или иначе участвовал в переговорах по снятию ограничений на ввоз в Корею американской говядины. Однако проблема заключается в том, что эти отставки вряд ли помогут преодолеть кризис власти. Начавшиеся с требований пересмотреть поспешное решение об открытии рынка для американского мяса демонстрации сейчас приобрели характер критики всего стиля и философии руководства страной президентом Ли Мен Баком. Манифестанты обвиняют лидера в том, что он перенес на всю страну свои авторитарные методы управления, когда возглавлял строительное подразделение концерна "Хендэ". Таким образом уже сейчас очевидно, что стиль "следуйте за мной и ничего не спрашивайте", которые сработали в фирме и даже когда Ли Мен Бак занимал пост мэра Сеула, привели к тому, что от него отвернулись большинство сторонников. Всего лишь за 107 дней, которые прошли между убедительной победой Ли на президентских выборах и нынешним моментом, рейтинг президент РУ упал с 50 до 17 процентов. Даже в рядах правящей партии Ханнара очень сильны голоса, призывающие Ли "прислушаться к народу" и "больше советоваться с другими политическими силами", не пытаясь замыкать на себя все рычаги управления государством.
Тем временем ни отставка правительства и помощников, ни спешно направленные в США южнокорейские делегации, перед которыми поставлена цель добиться пересмотра нескольких положений заключенных с Вашингтоном соглашений, не убедили народ. Во вторник же по всей Южной Корее прошли рекордные по своим масштабам акции протеста. По данным организаторов, в них приняли участие около миллиона человек. Только в одном Сеуле демонстрантов было более ста пятидесяти тысяч человек. Эта акция была призвана показать президенту Ли всю силу и масштаб недовольства народа политикой лидера страны. Особый символизм демонстраций заключался еще и в том, что именно десятого июня в Южной Корее 21 год назад аналогичные акции протеста вынудили генерала Чон Ду Хван, который тогда был президентом РК, пойти на масштабные демократические реформы и введение прямых президентских выборов. Как заявил один из участников демонстрации, "Мы хотим показать президенту Ли, что надо прислушиваться к нам, а не отгораживаться высокими стенами президентского дворца".
Власти, будучи осведомленными о запланированных рекордных по количеству участников акциях, приняли экстренные меры. С утра вторника в самом центре Сеуле на магистрали, ведущей к президентскому дворцу, была возведена двухъярусная баррикада из контейнеров. Подходы ко всем правительственным и общественным учреждениям были перегорожены большими автобусами. Как сообщил "РГ" майор южнокорейской полиции по фамилии Сон, в Агентстве национальной полиции во вторник все были переведены на круглосуточный режим работы, из отпусков были вызваны все сотрудники, в Сеул были стянуты подкрепления из провинций.
Как считают местные политологи, в настоящий момент руководство Кореи столкнулось с масштабным кризисом, который вызван просчетами правительства и президента. Проблема еще и в том, что ситуация не показывает признаков снижения накала страстей. С 13 июня к протестующим в организованном порядке присоединятся многие профсоюзы, которые проведут национальные забастовки. А это уже может означать паралич нормальной жизнедеятельности в Южной Корее. Как сказал один из депутатов Демократической партии: "Руководству страны необходимо принимать срочные меры, чтобы успокоить общественность и вернуть утраченное доверие. Очевидно, что президент Ли теперь вынужден будет отказаться от своего привычного стиля руководства и начнет советоваться с оппозицией, парламентом и другими силами. Пора понять, что президент страны и президент компании - это не одно и то же".