Накануне первого воронежского инвестиционного форума (он пройдет 26-29 июня) местные власти "проговорились" о проблемах размещения гостей.
Без "боя"
Конечно, без крыши над головой никто не останется: для этого задействуют весь административный и организационный ресурс. Однако само предположение о возможном дефиците мест в отелях заставляет задуматься о развитии воронежской "индустрии гостеприимства".
Проблема возникла не сегодня. Еще лет десять назад, если одновременно проводились два всероссийских соревнования, а плюс к этому случалась какая-нибудь научно-практическая конференция, впору было устраивать кемпинг на окрестных полянах. В 2002 году Воронеж на несколько дней стал столицей славянского мира: здесь проходили основные торжества по случаю празднования Дня славянской письменности и культуры. В ходе подготовки (кстати, по масштабу, это мероприятие сравнивают с грядущим инвестиционным форумом) организаторы всерьез рассматривали возможность расселения приезжих братьев-славян на частных квартирах.
Сегодня в Воронеже более 20 гостиниц (около 1200 номеров), но для форума - без ущерба для имиджа - можно задействовать от силы десять. С учетом того, что средняя заполняемость номеров 60-70 процентов, беспокоиться есть о чем. Соотношение качества услуг и цены (стоимость места от 900 рублей до 10 тысяч) оптимальным не назовешь, причем в любом сегменте рынка. По словам известного воронежского коммерсанта, даже в самом дорогом отеле бизнес-класса сервис оставляет желать лучшего: "Привожу в гостиницу иностранцев, и мы вынуждены дожидаться "боя". Когда же он наконец появляется, то берет кладь двумя пальцами и несет с таким "зашкаливающим" чувством собственного достоинства, что становится неловко перед гостями".
А командированные, которые жили в двухместном номере гостиницы (уровень - между двумя и тремя "звездами"), рассказали о неудобствах посерьезнее, чем высокомерие портье: горячей воды в душе хватало, чтобы помыться только одному из них.
Дефицитный портье
Раньше бытовало мнение, что развитие гостиничного бизнеса тормозит его смешанная, частно-государственная, форма собственности. Сегодня почти все отели (за исключением двух гостиниц - муниципальной и областной) оказались в "свободном плавании". Однако воронежская "индустрия гостеприимства" по-прежнему развивается вялотекущим образом. Внятной концепции у властей нет.
Достаточно сказать, что в городе-миллионнике всего два отеля работают под известными брендами. Хотя именно сетевой бизнес задает тон на любом рынке, заставляя "автономных" участников ориентироваться на высокие стандарты - результат отработанных технологий.
По мнению экспертов, у инвесторов, в том числе ориентированных на гостиничный бизнес, интерес к Воронежу есть, но "взаимности" не хватает. Речь идет в первую очередь о "труднодоступности" земельных участков. Полгода назад компания, владеющая крупнейшей российской сетью отелей, провела анализ земельного рынка городов-миллионников и выяснила: стоимость воронежских наделов бьет все рекорды и почти достигла московского уровня. Понятно, что спекулятивный земельный фактор приводит к удорожанию строительства отелей. Окупаемость даже при благоприятном развитии событий составляет 5-8 лет. Инвестиционную активность также тормозит неразвитость инженерной инфраструктуры. Технически и морально устарела городская система водоснабжения: многие воронежцы получают воду по графику. Мириться с неудобством приходится и гостям города, но по-хорошему даже для двухзвездочного отеля бесперебойная подача воды - непременное условие.
Управляющий отелем "Спутник" Алексей Тужиков подтвердил, что инфраструктурные проблемы отрицательно сказываются на гостиничном бизнесе: "Мы сегодня работаем над проектом строительства еще одного 12-этажного корпуса. И хорошо, если за год удастся провести все согласования. Хотим построить скважину для добычи воды, котельную, турбогенератор. Мы вынуждены идти на эти расходы - в противном случае, не сможем развиваться. В отеле проблемы с кондиционированием, но не из-за недостатка денег на оборудование, а по причине дефицита электромощностей".
Еще одна проблема - кадровая: не хватает менеджеров гостеприимства, портье, горничных, поваров. Даже кондитеров иной раз приходится выписывать из первопрестольной. Ни власти, ни учебные заведения города в упор не замечают эту пустующую нишу. Поэтому хотельерам приходится самим организовывать "всеобуч" или привлекать готовых специалистов из других регионов.
По мнению экспертов, власти могли бы прилагать больше усилий для увеличения туристической привлекательности региона. Сегодня большая часть визитов носит деловой характер, из-за чего в воронежских гостиницах проблематично снять номер в будни. Зато выходные - из-за отсутствия досугового и культурно-познавательного туризма - для владельцев отелей "провальные" дни. Хотя чиновники периодически вспоминают о проекте "Воронежское золотое кольцо", под брендом которого предполагается объединить местные достопримечательности, дальше слов дело пока не идет.
Внеклассная работа
В столице Черноземья всего трем гостиницам присвоен класс: одна имеет пять звезд, еще две - по четыре. Сертификация - дело добровольное, но чем можно объяснить нежелание местных отелей "дотянуться до звезды"?
Выход "на класс" требует серьезных затрат на приведение гостиничного хозяйства в соответствие современным требованиям. В столицу Черноземья приезжает не так много иностранцев - а ведь именно они привыкли ориентироваться по "звездам". Да и о жесткой конкуренции на гостиничном рынке говорить не приходится. Так что у местных отелей пока нет острой необходимости в получении "звездного" титула.
Согласно экспертным оценкам, в Воронеже необходим еще хотя бы один пятизвездочный отель, несколько трех- и четырехзвездочных, а также гостиницы эконом-класса. Эту нишу пытаются осваивать некоторые ведомственные профилактории и вузы, которые обустраивают целые этажи общежитий и сдают комнаты.
Показательно, что во "всемирной паутине" нет сайта, где можно было бы найти исчерпывающие сведения о Воронеже гостиничном, вся информация фрагментарная и рассредоточена по разным ресурсам. Воронежские хотельеры варятся в собственном соку и о сотрудничестве пока не помышляют. В отсутствие профессионального сообщества не встречаются, не обсуждают проблемы, не лоббируют свои интересы. Как заявил "РГ" один из управляющих, "для объединения нужен определенный уровень развития, но чтобы амбиции не зашкаливали. К примеру, питерцы сели за стол переговоров, создали общую систему бронирования, и это позволило им оптимизировать расходы. Такое сотрудничество нужно всем и каждому, но до него расти и расти".
Иван Калабин, хотельер:
- Власть должна обеспечить инвестору условия для бизнеса. В этом отношении Воронежу есть на кого равняться. В прошлом году правительство Москвы приняло решение поддержать инвесторов, занимающихся гостиничным бизнесом. Им предоставляют участки для строительства с подведенной инфраструктурой, помогают провести согласование проектов, субсидируют процентную ставку по кредитам.
Николай Корзон, руководитель региональной федерации туризма:
- Воронежу не хватает гостиниц эконом-класса - мест на пятьсот, чтобы во время проведения, скажем, всероссийских соревнований можно было размещать студентов, школьников. Там должны быть номера с аскетичной обстановкой, рассчитанные на несколько человек. Но, боюсь, что за реализацию такого проекта вряд ли кто возьмется: гостиничный бизнес и так сравнительно долго окупается, а "экономичные" отели - еще дольше.