Областная дума внесла поправки в план приватизации, предложенный региональным правительством. По ним в частные руки будут переданы и помещения, где раньше располагался цех саратовских гармоней.
Таким образом, сделан еще один шаг к окончательной утрате одного из главных культурно-исторических брендов города. Но, как удалось выяснить корреспондентам "РГ", с саратовскими символами вообще все обстоит весьма непросто...
Последний аккорд
В перечне объектов, которые значатся в прогнозном плане приватизации на текущий год, в числе прочих фигурирует старинное двухэтажное здание на улице Кутякова общей площадью 435 квадратных метров. Именно здесь на протяжении 150 лет мастера изготавливали знаменитые саратовские гармони, прославившие город на весь мир.
- Речь идет не о предприятии, а о помещении, которое оно когда-то занимало, - уточнил по просьбе корреспондента "РГ" председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Олег Галкин.
Действительно, серийное производство гармоней прекращено примерно лет пять назад. Отдельные инструменты еще делались - на заказ, потом и их не стало. В прошлом году гармонист Сергей Шалимов собрал оставшиеся в закрытом цехе инструменты и материалы и отвез их домой последнему мастеру - Петру Текучеву. Однако вряд ли они кому еще пригодятся: Петру Федоровичу уже за семьдесят, и после того, как цех закрылся, он практически забросил свое ремесло. Учеников нет.
При этом региональные власти не прочь использовать наработанный поколениями мастеров и исполнителей бренд и иногда приглашают артистов выступить на разного рода торжественных мероприятиях.
- Когда нужно сыграть в Кремлевском дворце, чтоб презентовать область, - пожалуйста. Но сегодня это уникальное искусство фактически держится на голом энтузиазме людей, - констатирует руководитель ансамбля "Саратовская гармоника" Антон Глущенко.
- В последние годы мастера хоть и делали гармошки по старым технологиям, но все равно звук у них был уже не тот, - рассказывает гармонист Сергей Шалимов. - Что-то из секретов производства безвозвратно утеряно.
У самого Шалимова есть гармоника с клеймом мастера Поверинова. Этому инструменту как минимум 90 лет. Но и по сей день гармоника без всякого микрофона способна наполнить перезвоном своих колокольчиков любой концертный зал.
Однако саратовский бренд 1 может исчезнуть не только с магазинных прилавков, но и из концертных залов. По словам Сергея Шалимова, научиться играть на гармонике по самоучителю практически невозможно. Даже профессиональным баянистам, окончившим консерваторию, на это требуется минимум полгода. Между тем в городе осталось не больше 6-8 высококлассных гармонистов.
Из множества коллективов, существовавших в области, сегодня остались единицы. Но и они, как говорят сами гармонисты, не сегодня-завтра прекратят свое существование. Горстка музыкантов, виртуозно играющих на знаменитых "саратовских, с перезвоном" не только "Камаринскую", но и произведения Шостаковича, Чайковского, Глинки, участвует в редких концертах. При этом деньги за работу им никто особенно платить не хочет.
- В прошлом году из правительства области нас позвали сыграть на Дне сельского хозяйства. Мы, конечно, сыграли. Но нам до сих пор не заплатили даже те жалкие три тысяч рублей на четверых, которые обещали, - рассказывает Шалимов.
Кто-то из гармонистов, выступавших в свое время и в Москве, и за рубежом, сейчас подрабатывает концертмейстером, другие вообще сменили профессию. Правда, в последнее время они связывают свои надежды с ансамблем "Саратовская гармоника". В планах музыкантов - открыть в музее краеведения выставку гармошек, в рамках которой гости города и саратовцы могли бы не просто узнать что-то об одном из крупнейших российских центров производства гармоник, но и услышать живой звук знаменитого инструмента. Правда, пока на инициативу "Саратовской гармоники" музей никак не отреагировал.
А может всем нам действительно не нужны больше гармошки с колокольчиками - то немногое, чем Саратов несколько веков удивлял мир?
Калач на показ
Число знатоков и ценителей хлебобулочной продукции в Саратове явно выше среднестатистического по России. А все просто: коль живешь в пшеничном краю - на родине знаменитого саратовского калача, поневоле станешь хлебным гурманом.
Хотя утверждение это больше применительно к людям старшего поколения. Молодым вместо саратовского калача досталась разве что легенда о нем.
Купить сегодня в Саратове саратовский калач - дело непростое. И немудрено: в магазин при саратовском хлебокомбинате имени Стружкина, где выпекают калач, поступают ежедневно... 5-6 калачей в полукилограммовом исполнении - не больше. Классический калач в полтора килограмма - только на заказ.
Маркетологи "Стружкина" ситуацию разъяснили - нет спроса на классический саратовский калач, потому и вынуждено было предприятие с годами сократить объем его производства. Если в 1980-е ежесуточно выпекали до полутора тонн калача (поставляли его и в Москву), то сегодня производство держится на уровне 120 килограммов - это 30 лотков по 8 полукилограммовых калачей в каждом - почти что на миллионный город. Кстати, "малышей" стали выпекать, чтобы подстроиться под современного потребителя. Калач весом в полтора килограмма он не съест, а вот вес в "полкило" вполне осилит.
Раньше, особенно в сезон навигации на Волге, многочисленные туристы съедобный сувенир из Саратова, можно сказать, с руками отрывали. Но сегодня и волжский туризм еле теплится.
Качественный продукт дешевым быть не может, убеждена главный технолог "Стружкина" Зинаида Байбакова. Ведь у саратовского калача все тот же неповторимый аромат, аппетитная корочка и воздушное "тело", что и прежде. Хотя главный инженер комбината Николай Голоскоков не скрывает: в ситуации стремительного роста цен на муку, другие продукты и энергоносители производство красы и гордости саратовских хлебопеков убыточно.
О коммерческой перспективе саратовского калача для массового потребителя заместитель министра сельского хозяйства области Ирина Крелина высказывается осторожно, ссылаясь на трудности взаимодействия с собственниками крупных саратовских хлебопекарных и мукомольных предприятий. Владеют ими сейчас все больше пришлые из других регионов бизнесмены. Саратов - не их малая родина, потому и работу выстраивают по классической формуле: ничего личного - только бизнес.
Вот и стараются областные чиновники при первой возможности продвинуть знаменитый бренд на столы... vip-персон, которые посещают губернию в составе различных делегаций. Порадовать саратовским калачом, удивить богатырской его статью можно участников всероссийских совещаний, посетителей отечественных и зарубежных сельскохозяйственных выставок. А в результате, чем дальше, тем больше саратовский калач становится продуктом не массового, а "показательного" потребления, разве что отмеченного большим числом престижных наград.
Опасная тенденция, в результате которой знаменитый бренд через десяток-другой лет из реального продукта вполне может превратиться в продукт мифический.
Александр Прянишников, директор НИИ сельского хозяйства Юго-Востока:
- Вымывание такого качественного продукта, как саратовский калач, из ассортимента торговли и переработки - тревожный сигнал. Это значит, что сужается перспектива работы селекционеров по созданию сортов яровой пшеницы, поскольку падает востребованность в таких сортах. А это прямой путь к уменьшению посевных площадей под производство качественного продовольственного зерна, без которого саратовский калач, да и многие другие виды хлебобулочных изделий не изготовить. И это уже реально происходит. Если в 1970-е годы в Саратовской области посевы яровой пшеницы занимали площадь в 3,5 миллиона гектаров, то сегодня - только 300 тысяч.
Антон Глущенко, руководитель ансамбля "Саратовская гармоника":
- Мастеров по изготовлению гармоник в Саратове уже практически не сыщешь. Поэтому артисты вынуждены сами вникать в тонкости устройства старых гармошек, чтобы делать хотя бы мелкий ремонт, поддерживать их в рабочем состоянии. Поскольку новые гармоники больше не выпускаются, наш ансамбль вынужден периодически публиковать в газетах объявления о том, что хотел бы купить инструмент. Но если сувенирную гармошку еще можно найти (в том числе и на прилавках антикварных магазинов), то концертная - уже редкость. Истощению гармошечного арсенала способствуют и коллекционеры, готовые щедро заплатить за инструменты саратовских мастеров, некогда гремевших на всю Россию.