10.06.2008 05:10
Культура

"Дядюшкин сон" на сцене БДТ: актеры сыграли трагедию лузеров

Новый спектакль Чхеидзе вышел из "Ревизора"
Текст:  Марина Заболотняя (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4681)
Читать на сайте RG.RU

Это у Хармса Пушкин спотыкается о Гоголя, Гоголь - о Пушкина. Новый спектакль БДТ "Дядюшкин сон" спотыкается сначала о Гоголя, потом - об Островского и только потом - о Достоевского.

Ну а виноват во всем, конечно, Шекспир. Об этом не раз приговаривает героиня Алисы Фрейндлих, Марья Александровна. С Шекспиром у нее какие-то свои старые счеты. Сразу ясно: книжек в молодости почитала, числилась аристократкой, но из круга гиблой провинции не вырвалась. Об ошибках молодости помнит так крепко, что готова себя унизить - лишь бы дочь спасти. Действительно, в том пространстве, которое сочинил художник Эмиль Капелюш, жить решительно невозможно.

Новинки технической мысли XIX века стоят, как древний акрополь, посреди современного полиса. Смесь французского с нижегородским - во всем. Нежные занавесочки висят на грубых кривых палках-коромыслах. Все дым и тлен, одна иллюзия.

Спектакль начинается с легкого звона сказочных колокольчиков. И все это глупое, ненадежное, непригодное к жизни пространство с вспученными разъятыми мостками, палками-тряпками и серо-бежево-жемчужной гаммой платьев (и благородно, и скучно) заставляет сочувствовать бедной девушке, чей избранник, бедный учитель, умирает от чахотки.

На вздыбленных мостках кое-как устраивает свой несчастный быт Марья Санна. Удается и чай пить, и гостей принимать важных. В данный момент важен только один объект - загадочный старик князь: механический нелепый получеловек с искусственной ногой из пробки, накладными волосами, бакенбардами и чем-то еще... Чернявый брюнет с напудренным лицом и почти клоунским румянцем, для Олега Басилашвили такой грим - почти экстрим. Впрочем, не странен кто ж? И его князь, не помнящий, что было во сне и наяву, право же, очень, очень мил. Всем и во всем поддакивающий: "Ну да, ну да". Дорого тут вот что: присмотревшись внимательно к этому человечку, вдруг хлопаешь себя по лбу: ба! Да не Хлестаков ли это? Постаревший, обработанный временем и химчисткой, - тот самый! Пугливый, вздорный, с круглыми глазами. Встреча нежданная и поразительная. Вот так встреча! Сколько воды утекло со времен того товстоноговского спектакля, разруганного, кажется, в 1973-м на гастролях Москвой. А нынче на дворе... - какое, милые, тысячелетье? И видится мне, что тот порхающий болтунишка, сбежав от Городничего, женился преудачно. Но привычек не переменил и врал так, что к старости зарапортовался окончательно. И все те 30 тысяч курьеров, и с Пушкиным на дружеской ноге, так и остались его выдуманным жизненным опытом. Прибавился милый маразм.

И тоска по браку как недосягаемое средство переменить участь.

Об этом неожиданно напомнила ему бестелесная нимфа по имени Лиза, исполнившая для князя романс. Решающая сцена: в речитативе низкого несильного голоса Толстун открылось многое, о чем молчала героиня. Это поняли и князь, и мать. Речитатив Зиночки - режиссерское открытие. Сцена потрясает не только зрителя: пораженные глубоким чувством, в которой слышны и боль, и самоиздевка, и черт знает что еще, медленно приближались к девице с двух сторон мать и князюшка. Достоевский звенит в каждом жесте Полины Толстун.

Трагедия лузера сыграна каждым актером по-своему сильно, с чувством, толком, расстановкой. Ибо в этой истории нет победителей.

Вся эта канитель с женитьбой разыгрывается быстро, почти галопом, но к концу будто осекается, замерев над невидимой пропастью. И в то время, как занавесочки будут медленно опускаться к земле, а часы с боем уйдут под колосники, в разных мирах останутся одинокими навек князь в белом саване и Лизавета, маятником покачиваясь на качелях в глубине сцены. Цели для жизни у обоих не стало. Чхеидзе позволил довольно просторную сцену объяснения Лизы с умирающим Учителем. Надрывный мелодраматизм заточил драму идей автора "Идиота" и "Бесов", но не изгладил окончательно... Так сюжет спектакля вышел за пределы спектакля.

Премьерный "Дядюшкин сон" в новой инсценировке Юрия Кобца оказался в прямом смысле премьерным: когда достояние республики Алиса Фрейндлих в паре с Олегом Басилашвили на сцене БДТ - успех обеспечен. Еще раз режиссер подтвердил свою верность традициям старого БДТ и выиграл.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад