11.06.2008 03:00
Экономика

Евгений Гонтмахер: Как решить проблему "перекосов" в пенсионной системе

Какие "перекосы" в пенсионном законодательстве нужно исправить в ближайшее время
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4683)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в России средний размер пенсии лишь на несколько процентов превышает прожиточный минимум пенсионера.

Это означает, что огромное число стариков, не имеющих иных доходов, кроме государственного пособия, до сих пор остается за чертой бедности.

Между тем поставлена задача уже через два года довести базовую часть пенсии до прожиточного уровня, обеспечив тем самым возможность прожить на нее даже тем, кто не смог "заработать" страховую пенсию, и, значит, искоренить бедность среди пенсионеров. Готовя соответствующие предложения, специалисты минздравсоцразвития, минфина, Пенсионного фонда одновременно пытаются найти решение и по модернизации действующей пенсионной системы. Об основных ее "перекосах" и о том, как их можно исправить, "Российской газете" рассказал руководитель центра соцполитики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.

Минимум по максимуму

Прожиточный минимум пенсионера в конце 2007 года перевалил за 3 тысячи рублей. Базовая часть пенсии составляет 1560 рублей, и с августа будет увеличена на 15 процентов. Но при этом надо учесть: пенсии назначаются и выплачиваются вне зависимости от того, где человек живет. А вот прожиточный минимум в разных регионах различается очень существенно. Москва, например, уже давно ввела обязательные доплаты из городского бюджета неработающим пенсионерам, чья пенсия не дотягивает до столичного показателя прожиточного минимума.

Если ввести подобные меры и в других регионах, это может заметно улучшить материальное положение малообеспеченных пенсионеров.

Исправить уравниловку

С 2002 года принцип начисления пенсии изменился коренным образом. Раньше он зависел от трудового стажа и зарплаты работника за несколько лет перед выходом на пенсию, что в рыночных условиях давало возможность злоупотреблениям (на частных предприятиях, например, есть возможность "нарисовать" какую угодно зарплату). С 2002 года основным стал другой принцип: размер зарплаты по-прежнему важен, но главное, перечислялись ли с нее страховые взносы в Пенсионный фонд. Размер пенсии напрямую увязан с суммой этих перечислений. Для молодежи, только начинающей трудиться, этот принцип дает возможность сформировать вполне адекватную пенсию. Однако для граждан, которые большую часть жизни проработали при старой системе, их "вклад" до 2002 года оценивается по старым правилам. При этом из-за высокой инфляции в 90-е годы зарплату, которая вслед за ценами росла очень быстро, при расчете пенсии приходилось "осовременивать". То есть умножать на повышающий коэффициент (для каждого года - свой), который должен был учесть инфляцию. Правда, из-за тяжелого экономического положения в стране (вспомним, как в начале 90-х выплата пенсий шла с опозданием в несколько месяцев) на пенсионерах явно сэкономили: все "осовременивающие" коэффициенты уровень обесценивания жизни покрывали далеко не полностью.

Более того, для экономии пенсионных средств был придуман еще один ограничитель: так называемый индивидуальный коэффициент будущего пенсионера, равный отношению его заработка к средней зарплате по стране. Максимальное значение этого коэффициента по законодательству не может превышать 1,2. То есть у высокооплачиваемых работников в расчет при назначении пенсии принималось 120 процентов от средней зарплаты по стране. А весь заработок, превышающий этот предел, не учитывался. Как следствие - пенсия занижалась. А это привело к тотальной уравниловке - когда высоко-квалифицированные работники получали практически ту же пенсию, что и работники низкой квалификации с маленькой зарплатой.

Увеличить пенсии "старым" пенсионерам и при этом восстановить справедливость, дифференцировав их по уровню зарплаты, можно, если, во-первых, пересмотреть осовременивающие коэффициенты и, главное, отменив (или хотя бы увеличив) ограничительный коэффициент 1,2. Правда, такие меро-приятия требуют очень скрупулезных расчетов по тому, каких средств это потребует и каким образом Пенсионному фонду будут компенсировать его возросшие расходы.

Решить проблему "списочников"

Каждый четвертый пенсионер в России вышел на пенсию досрочно. Это, в частности, работники вредных производств, те, кто трудился под землей, северяне. За их "дополнительное" время на пенсии в 5-10 лет Пенсионный фонд платит из общих средств. Решить проблему должен закон "О профессиональных пенсионных системах", по которому предприятия, сохраняющие вредные условия труда, должны платить в пенсионную систему дополнительно. В первом чтении закон был принят еще в 2002 году. Однако дискуссия о том, каким может быть эта дополнительная нагрузка, продолжается, бизнес с властью прийти к единому мнению пока не могут.

В русле политических заявлений о том, что налоговая нагрузка на бизнес увеличиваться не должна, по этому вопросу вряд ли найдется простое решение "в лоб". Просто поднять ставку соцналога вряд ли удастся. Значит, надо искать компромиссные решения.

Стакан наполовину пуст. Или полон?

Пенсионная система любого государства - это сложный экономический механизм, требующий регулярной "подстройки" под изменяющиеся условия в обществе. Поэтому ничего страшного в том, что намечается очередная модернизация пенсионного законодательства, нет. Другое дело, что любое изменение должно быть выверено не только экономически, но и социально.

Например, невозможно не ограничивать верхний предел для выплаты пенсий, иначе пенсии состарившихся олигархов станут непосильным бременем для общего пенсионного бюджета страны. К тому же совершенно очевидно, что богатые люди сами обеспечат себе безбедную старость, им доступны возможности и финансовые механизмы, которыми вряд ли воспользуется бюджетник или работник, получающий невысокую зарплату. С другой стороны, перераспределение общих пенсионных средств в масштабах всей страны не должно приводить к повальной уравниловке. Найти приемлемый баланс - вот главная задача, которая и стоит перед пенсионной системой и пенсионным законодательством. Не случайно сейчас обсуждаются вопросы отмены ЕСН и восстановления разных видов социального страхования; изменения регрессивной шкалы для отчислений; установление максимального заработка, утрата которого должна страховаться в системе обязательного (государственного) пенсионного страхования. (Все, что "сверх", работник, если захочет, сможет добрать сам с помощью негосударственных пенсионных фондов.)

В любом случае, корректируя механизмы распределения пенсионных средств между пенсионерами, предстоит искать и резерв для дополнительных поступлений в пенсионную систему, чтобы сохранить ее устойчивость. И это, пожалуй, самая серьезная и трудная задача из тех, которые предстоит решить.

Планы

Как вырастут пенсии с 1 августа

Августовское повышение пенсий запланировано давно. Еще в начале года было известно, что базовая часть вырастет на 15 процентов.

Вторая - страховая - часть индексируется в зависимости от инфляции. По данным минздравсоцразвития, по итогам первого полугодия рост индекса потребительских цен составит 8 процентов. Соответственно в такой пропорции должна увеличиться с 1 августа страховая пенсия. Однако окончательные расчеты станут известны позже, в июле.

Суммарная средняя прибавка трудовой пенсии, по предварительным оценкам минздравсоцразвития, составит около 450 рублей. В министерстве также подсчитали размер среднего увеличения по разным видам пенсий.

Пенсии и пособия