После двух дней переговоров сначала на норвежской, а затем и российской территории главы МИД двух стран Сергей Лавров и Йонас Гар Стере остались довольны услышанным друг от друга. Если их коллеги войдут в подхваченный министрами иностранных дел ритм, то уже к 2013 году в Баренцевом море не останется "серых" зон.
Похоже, Москва и Осло готовы забыть о длящихся десятилетиями спорах и качественно модернизировать двусторонние отношения. Что сейчас, безусловно, крайне выгодно обеим сторонам. Во всяком случае, по итогам своей двухдневной встречи Лавров и Стере с оптимизмом говорили о перспективах решения практически всех проблемных тем.
И все же главной новостью по итогам российско-норвежских переговоров стали договоренности, касающиеся "серой" акватории Баренцева моря. Почти 55 лет стороны не могли определиться с координатами госграницы в двух районах: Варяжский залив (Варангер-фьорд) и Свод Федынского. В первом случае речь идет о 70-километровом участке на юге спорной зоны. Соглашение о разграничении морских пространств этого залива Норвегии и России все же удалось подписать 11 июля 2007 года. Ну а грамотами о ратификации Лавров и Стере обменялись 9 июня в Киркенесе в первый день своих переговоров.
Теперь сторонам придется решить судьбу Свода Федынского. "Мы вошли в хороший ритм, - заметил Лавров. - То, что мы достигли в прошлом году, дает мне новую надежду. В договоре речь идет о небольшом участке, но определенная методика пойдет на пользу дальнейшим переговорам". При этом ни российский, ни норвежский министры не скрывали, что "на сладкое" стороны оставили куда более "лакомый кусочек". Ведь известно, что прогнозируемые запасы газа в районе Свода Федынского аналогичны объемам гигантского Штокмановского месторождения.
По мнению российских экспертов, есть все необходимые предпосылки, включая исторические правовые основания, считать установленную в 1926 году морскую границу СССР в этом районе Баренцева моря отвечающей законам международного права. Тем не менее до подписания межгосударственного соглашения, в котором была бы определена госграница по всей южной части Баренцева моря, еще с 1944 года был введен мораторий на разведку и добычу полезных ископаемых в "серой" зоне. С тех пор и до настоящего времени стороны продолжают по-разному трактовать Конвенцию о континентальном шельфе 1958 года, а также Конвенцию по морскому праву 1982 года.
И все же переговоры относительно акватории Баренцева моря площадью 175 тысяч квадратных километров были возобновлены в 2005 году. Причем Стере рискнул предположить, что итоговый документ может быть подписан прежде, чем начнется разработка Штокмановского месторождения. Известно, что по планам "Газпрома" произойти это должно уже в 2013 году.
Стере, очевидно, не случайно увязал переговоры по "серой" зоне в Баренцевом море с освоением российского Штокмановского месторождения. Известно, что норвежцы планируют принять непосредственное участие в этом перспективном проекте, который Лавров назвал отличным примером "долгосрочных и масштабных инвестиций в двустороннее партнерство". Если российские и норвежские газовики смогут сработаться на Штокмане, то что им помешает продолжить совместную работу в Своде Федынского? А ведь не за горами освоение запасов всей Арктики, переговоры о разграничении территории которой уже ведутся на самом серьезном уровне.