11.06.2008 02:07
Общество

Коллекционирование алюминиевой утвари стало хобби тамбовчанки

Текст:  Евгений Писарев (Тамбов)
Российская газета - Неделя - Черноземье: №0 (4683)
Читать на сайте RG.RU
Постепенно переходят в разряд раритетов обычные, казалось бы, вещи из коллекции тамбовчанки Татьяны Калугиной.

Трудно поверить, но еще в первой четверти прошлого века алюминий ценился дороже серебра. Когда научились получать этот металл из глины методом электролиза, он тут же подтолкнул развитие самолетостроения, электротехники. И попутно стремительно ворвался в быт, в казенные учреждения. Из алюминиевой посуды алюминиевыми ложками-вилками ели солдаты и колхозники, зэки и пионеры, рабочие и студенты, покорители целины и строители Братской ГЭС. Из алюминия делались фляги и канистры, кастрюли и жалюзи, строительные конструкции и поварешки, чайники и лодки, самолеты и сковородки, лыжные палки и костыли, нательные крестики и скульптуры.

Со временем алюминиевая утварь перекочевала на дачи, а лет пятнадцать назад, когда цветные металлы подскочили в цене, металлолом стал основным источником дохода бомжей и алкоголиков. И когда с дачи Татьяны Калугиной в очередной раз утащили алюминиевую посуду, она поняла, что все это скоро станет редкостью, и принялась за собирательство.

Самым крупным предметом ее коллекции остается 40-литровый бачок, из которого в советские времена торговали пирожками, а самым мелким - нательный крестик. Есть совершенный по форме рукомойник, солдатский чайник, нож для разрезания бумаги, подстаканник, пудреница, футляр из-под кубинской сигары, мясорубка. Предлагали Татьяне Ивановне за умеренную плату и полуторатонную молочную цистерну, но она отказалась: в квартиру ее держать не будешь, а на даче точно украдут.

- Быстрее всего из обихода исчезают самые привычные вещи, - рассказывает Калугина. - Нашим внукам уже приходится объяснять, что такое пишущая машинка, арифмометр, патефон, перьевая ручка, примус…

А еще есть у Татьяны Ивановны несбыточная, как она считает, мечта:

- Американского поэта Уильяма Смита, индейца из племени чероки, между прочим, на русский язык переводил наш поэт Андрей Вознесенский. И в предисловии к переводам, опубликованным в журнале "Иностранная литература" где-то в 70-е годы, сообщил, что Смит издавал свои книжки в алюминиевых обложках. Вот такой диковинки в моей коллекции нет. А хотелось бы…
Образ жизни Тамбов Центральная Россия