Вчера ректор МГУ подсказал выпускникам школ, в какое высшее учебное заведение им поступать, чтобы завтра не остаться без работы.
"В ближайшее время будут активно развиваться биотехнологии, науки о жизни, информационные технологии, исследования космоса, строения материи, в том числе физика элементарных частиц и, конечно, гуманитарные науки, к примеру психология", - этот прогноз ректор МГУ Виктор Садовничий дал на открытии форума "Университеты: на пути к новому качеству образования". Форум, заметим, проходил в одном из лучших и современных зданий МГУ - новом учебном корпусе, построенном по последнему слову градостроительства. Сюда, в роскошный дворец из мрамора и стекла, приехали несколько сотен ректоров и проректоров вузов из всех уголков России и стран СНГ.
Их выступления можно считать своеобразным ответом на государственные меры реформирования высшей школы - включая претензии в адрес экономистов, юристов, заочного образования, создания сети федеральных университетов и вымывания фундаментальной науки из учебного процесса. Одним словом, педагогическое сообщество высказало свою точку зрения на то, каким должно быть высшее образование в будущие 10-15 лет.
Если коротко, план такой: сделать учебу в вузе доступной для тех, у кого действительно к ней есть интерес, обеспечить студентам качество образовательных услуг и, главное, поддержать систему подготовки кадров для фундаментальной науки. Последний пункт Виктор Садовничий выделил особо: "Из вузов исчезли наука и фундаментальность. Я видел результаты последних социологических исследований. Наукой в вузах занимается только 16 процентов профессорско-педагогического состава. Все говорят о достижениях в экономике, о росте ВВП, но если мы потеряем научные школы, то никогда не увидим Россию на инновационном пути". И интерес к науке, по мнению ректора, надо поощрять со школьной скамьи, с уроков математики, обучая детей не механическому запоминанию, а логике мышления.
К сожалению, уровень знаний по этому предмету в России упал так низко, что некоторые чиновники от образования предложили: а что, если убрать математику из ЕГЭ? Как показывает эксперимент, почти 30 процентов получают "два". В этом году им еще прибавят один балл, а что будет в следующем? Треть выпускников школы получат не аттестаты, а справки?! Идет речь о сокращении часов химии, физики, биологии. "Так мы дойдем до того, что сведем обучение к четырем действиям арифметики, а может, к трем, деление ведь - трудное", - горячился Садовничий.
Обсуждая вопросы качества образования, его коллега - ректор Ростовского экономического университета Николай Кузнецов поднял на форуме проблему привлечения в вузы профессионалов со стороны: "У меня есть сотрудники таможни, руководители предприятий, которые работают на кафедрах на четверть ставки. Они проводят практики, читают спецкурсы, дают те знания, которые востребованы сегодня. Приезжает любая аттестационная комиссия и предъявляет к ним такие же требования, что и к профессорско-преподавательскому составу. Я думаю, что требования к таким кадрам должны быть иными". С ним согласились представители многих технических вузов. Виктор Садовничий высказался резко: "Качество образования подменяется проверками. Главным человеком стал не профессор, а инспектор".
По поводу рейтингов, с помощью которых сегодня предлагается определять качество образования, мнения разошлись. Вадим Радаев, проректор ВШЭ, считает, что чем их больше, тем лучше. Ректор Нижегородского госуниверситета Роман Стронгин с ним не согласился: "Билл Гейтс в 2005 году назвал десять вузов, с которыми он работает. Среди них один - в России. Это не отражается никакими рейтингами, но говорит о многом".