Никогда Америка не была так близка к тому, чтобы избрать чернокожего главу государства, никогда не была так близка к тому, чтобы ее возглавила женщина. Президентом США в любом случае будет избран сенатор, что само по себе редкое явление - в американской истории такое было до сих пор лишь дважды, и оба раза, кстати, их президентские сроки обрывались досрочно. Теперь Обаме и Маккейну предстоит самая неприятная и трудная часть предвыборной гонки - работа со сторонниками своего оппонента. Однако это именно то, что американские политики делают лучше всего. Один из постулатов местной политической культуры заключается в том, что основное время, энергию и деньги надо тратить на работу с теми, кто тебя не поддерживает. Конечно, гораздо приятнее и комфортнее находиться в кругу союзников и друзей. Но они и так тебя поддер живают. Если ты хочешь выиграть - иди на территорию противника и работай там, пытаясь переиграть соперника на его же поле, в лагере его сторонников. Конечно, важно удерживать своих союзников тоже, но еще важнее - получить новых, да еще из стана противника.
Эта часть политического менталитета США в полной мере отражается во внешней политике страны. Америка тратит гораздо меньше энергии на поддержание хороших отношений со своими союзниками, чем на завоевание новых. США все время в поиске, как профессиональный охотник. Такой подход делает американскую внешнюю политику очень активной, даже агрессивной, часто вызывает негативную реакцию в странах, куда Америка приходит в том или ином виде, и уж тем более в странах, стоящих на антиамериканских позициях.
Но если отбросить политическую лирику, которая, как и любая лирика, на другие языки переводится лишь приблизительно, то США, как правило, оказываются в выигрыше. Это не только самая большая экономика и самая мощная армия в мире. Это страна с наибольшим количеством военных и полувоенных союзников, с которыми у Вашингтона заключены соответствующие договоры. Америка обладает самым большим влиянием практически во всех стоящих внимания международных коммерческих, финансовых и политических организациях. Это страна, которая навязала свою массовую культуру, образ жизни, язык, валюту и систему ценностей значительной части населения мира. Миллионы людей в мире Америку ненавидят, любя и завидуя ей, но и любят ее тоже, подражая, ненавидя.
Американский истеблишмент исходит из простой идеи, что больше союзников для страны лучше, чем меньше. Хорошие, дружеские отношения с другими странами являются недостаточными. Экономические связи любого масштаба тоже не обеспечивают политической близости. Поэтому упор в Вашингтоне делается на два фактора - создание взаимной системы ценностей и военный союз. Именно это, а не желание насолить России, является движущей силой США в отношении, например, Украины, Грузии, расширения НАТО. Высокопоставленный сотрудник администрации недавно признался мне, что главная задача Вашингтона, скажем, в отношении Тбилиси - это не просто поддержание там дружественного режима и трансформации страны в полноценного партнера Америки, а превращение Грузии именно в военного союзника США через включение в состав НАТО.
Конечно, такая политика не всегда успешна. Но США стараются действовать наверняка - отношения между странами могут улучшаться или ухудшаться, но военный союз обеспечивает жесткую привязку их друг к другу. Как бы ни модернизировался мир, нет более надежного инструмента обеспечения политической близости стран, чем военный союз. Ожидать, что США или страны НАТО пойдут на самороспуск своей организации или перестанут привлекать в нее новых членов, по меньшей мере наивно. Москве надо исходить именно из этого. Фразу про товарища волка, который знает, кого кушать, и никого не слушает, многие тут, если бы не знали автора, восприняли как комплимент своей политике.
Однако внутренняя демократия других стран также объективно является желательной целью США, ибо без нее труднее установить долгосрочные союзнические отношения, а главное - демократии не только, как правило, не воюют между собой, но и обладают эффективными механизмами по разруливанию собственных межгосударственных противоречий. Когда сенатор Джон Маккейн недавно заявил про необходимость создания Лиги демократий на основе стран НАТО, Австралии и Японии, то он не открыл ничего нового. Подавляющее большинство истеблишмента США полностью разделяют такого рода идеи. Разница, как правило, состоит лишь в вариантах формализации такой организации, их словесном оформлении и в том, какие именно страны не приглашать в нее. Россия в отличие от, скажем, Индии или Бразилии почти никем здесь сегодня не рассматривается как перспективный член такой лиги.
Можно спорить об эффективности и моральности такой политики, о том, как долго США будут способны ее продолжать. Сегодня налицо многие признаки резкого снижения результативности американской внеш ней активности и значительное падение привлекательности социально-политической модели США. Сумеет ли Америка перестроиться, обрести второе дыхание? Отчасти ответ мы получим в ходе нынешнего очень длинного, но последнего визита Джорджа Буша в качестве президента США в Европу.
Он, в частности, примет участие в двух знаковых для Европы юбилейных празднованиях. Первый - это 60-я годовщина снятия блокады Берлина, где США доказали своим западноевропейским партнерам, что готовы воевать в Европе на их стороне. Второй - такая же годовщина плана Маршалла, когда Америка не только помогла европейской экономике преодолеть последствия войны, не только создала себе еще одного наряду с Японией экономического спарринг-партнера, но и заложила основу будущего Европейского союза.
Безусловно, уходящий президент США попытается обеспечить максимально возможную преемственность своей политики, которая, как известно, вызывает очень жесткую критику в Европе. Слишком много серьезных просчетов совершено. Однако надо быть реалистами - именно американские союзники и партнеры, как бы они ни относились к политике Джорджа Буша, являются самыми заинтересованными сторонами в успехе своего главного союзника. В свою очередь американский президент будет говорить о важности европейских партнеров для США. Ему, как и любому американскому политику, и в страшном сне не придет в голову гордо говорить, например, о самодостаточности США в вопросах обороны, об их суверенности от союзников. Напротив, Буш будет говорить об объективной зависимости союзников друг от друга, и наверняка этот тезис у европейцев встретит особую поддержку и одобрение.
России, да и не только ей, необходимо научиться политически конкурировать с Америкой на ее поле, а не стоять в позе обиженной невинности, апеллируя к миру. Имея огромный золотовалютный запас, завидный экономический рост и ядерное оружие, ей нельзя прикидываться политической Соней Мармеладовой, которую бесстыжая Америка совратила, вовлекла, а потом бросила, обесчещенную и поруганную. Вашингтон тоже слезам не верит. США уже отыграли, если можно так выразиться, у России практически всю Восточную Европу, Украину, Грузию, значительную часть Средней Азии. Сколько американских друзей и партнеров Россия сделала также и своими союзниками за все эти годы? Конечно, для российских политиков общаться в кругу единомышленников комфортно, даже гламурно и пафосно. Но так можно снова неожиданно остаться без кого-то из них.