Сегодня президиуму правительства, пожалуй, впервые за последнее время придется принять непростое решение: фактически отдать средства Федеральных целевых программ в частные руки или оставить их у госзаказчиков.
Подходы в правительстве к реализации Федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) фактически не зависят от персоны премьера. Проблемы были и в кабинете Михаила Фрадкова, и в кабинете Виктора Зубкова. Вывод, который делали главы правительства, судя по всему, сегодня сделает и Владимир Путин: бюджетные средства, выделяемые на реализацию ФЦП, пока еще распыляются и ответственных пока нет.
- Низкая эффективность исполнения ФЦП и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в первом квартале 2008 года требует изменения подходов к их исполнению, - пояснил правительственный источник "РГ". - Одна из мер - повышение ответственности госзаказчиков, не исключается возможность и привлечения частных управляющих компаний.
На самом деле идея эта не новая. Хотя, если вспомнить, что премьеру совсем недавно особенно не понравилось, как обстоят дела с финансированием и реализацией ФЦП, она близка к исполнению. Как известно, заказчики программ израсходовали в прошлом году лишь 85 процентов от 500 запланированных миллиардов рублей. "Ведомства все обращаются и обращаются с просьбами увеличить и увеличить финансирование, а сами вовремя не реализуют выделенные ресурсы", - возмущался премьер.
Похоже, что у частных управляющих компаний появился серьезный шанс поучаствовать в реализации Федеральных целевых программ. В Белом доме считают, что "по итогам обсуждения на президиуме может быть дано поручение профильным ведомствам рассмотреть целесообразность введения такого механизма". Причем Бюджетный кодекс этого не запрещает.
Сейчас реализуются 47 ФЦП общей стоимостью 682 миллиарда рублей и федеральные адресные инвестиционные программы общей стоимостью 517,7 миллиарда рублей. За первый квартал этого года объем финансирования ФЦП составил 44,2 миллиарда рублей (лишь 6,5 процента от нормы), а ФАИП - 3,9 процента.
Причем ряд программ в первом квартале вообще не реализовывались, так как одна из ФЦП еще не принята, а некоторые были приняты совсем недавно. Кроме того, по некоторым программам отчетности за первый квартал 2008 года в правительстве и вовсе не получили. Помимо заметного отставания бюджетного финансирования по ФЦП в кабинете министров усмотрели и позднее заключение госконтрактов, а также неполное софинансирование программ. Анализ эффективности реализации ФЦП показал, что из 305 целевых индикаторов в первом квартале были полностью выполнены лишь 218 индикаторов (71,5%), 58 - частично выполнены, а 28 индикаторов полностью не исполнены. Единственная хорошая новость, которую могут принести министры премьеру, так это то, что пять ФЦП по итогам первого квартала 2008 года были признаны наиболее эффективными. Правда, четыре оказались наименее эффективными, а остальные программы признаны средней эффективности.
Так что у правительства есть веские аргументы для того, чтобы рассмотреть различные меры по увеличению эффективности реализации ФЦП. Помимо возможного обсуждения привлечения частных управляющих компаний, не исключено, что будет рассмотрен вопрос об увеличении ответственности госзаказчиков ФЦП за реализацию программ. Правда, при этом источник "РГ" высказал сомнение, что по итогам рассмотрения может быть принято решение о прекращении финансирования той или иной ФЦП, даже если она неэффективно реализуется. "Если программа плохо реализуется, то будут изучены причины и приняты меры для более эффективной ее реализации", - сказал он.