Когда пятьдесят местных жителей, сочинцев, блиц-опрашивали на "Кинотавре", зачем гости фестиваля по утрам занимаются йогой, самый смешной ответ получили от пожилой пенсионерки: "А это фестиваль индийского кино".
Нет, это был фестиваль нового российского кино. Самого разного жанра - от криминального триллера "Тот, кто гасит свет" Андрея Либенсона и психологического триллера "Юрьев день" Кирилла Серебренникова до экзистенциальной драмы "Дикое поле" Михаила Калатозишвили. Сверхзадача была: представить все существующие тенденции, отразить в рамках одного фестиваля всю картину современного кино. "У нас был большой соблазн и реальная возможность сделать чисто арт-хаусную программу, - рассказывала директор программ "Кинотавра" Ситора Алиева. - Однако задача главного национального фестиваля - показывать весь жанровый и стилевой спектр кинопродукции. Поэтому в конкурсе есть и те фильмы, которые снимались не для отборочной комиссии или кинокритиков, а для широкой аудитории - с участием актеров-звезд, в строгих жанровых рамках". Разброс получился действительно впечатляющим: от хорошего жанрового кино до хорошего авторского. То есть от авторского, которое может претендовать на широкого зрителя, и до мейнстрима, который сделан со вкусом и изяществом авторского кино.
Но прогнозировать, чья в результате возьмет и как карта ляжет, до самого последнего момента было все равно, что выбирать лучших между полотнами Боттичелли и конструктивистскими плакатами Родченко советских двадцатых годов.
В воде не тонет, в огне не горит
Из 14 картин основного конкурса "Кинотавра" шесть было дебютных. В том числе и фильм "Тот, кто гасит свет" Андрея Либенсона, о попадании на фестиваль которого говорил с удивлением даже сам режиссер-дебютант. Герой Алексея Гуськова - следователь Моисеев с параноидальным упорством и отключенным инстинктом самосохранения ищет маньяка, убивающего по средам маленьких девочек. Ничего не ест, почти не спит, бьет морды, сам получает по полной программе, бегает по крышам, проваливается под лед. Алексей Гуськов обожает играть суперменов, и у него это хорошо получается. "Условием работы было то, что каскадерское участие в картине минимальное. Актерам самим приходилось прыгать в ледяную воду, катиться по ледяному скату, залезать на крыши и как можно более правдоподобно драться, - раскрывал "кухню" режиссер Андрей Либенсон. - Один актер даже испугался и отказался от роли".
Но впечатляла не самоотверженность российских звезд, все-таки имеющих полное право на безопасные условия труда и творчества, а тот прорыв, который удалось совершить режиссеру-дебютанту в языке криминального кинематографа. Больше всего ему не хотелось бы, чтобы его картина с милицейским сюжетом превратилась в киноверсию "Ментов". Ассоциаций таких после просмотра не возникало даже близко. Скорее это психологическая история о том, что толкает одних людей на убийство, а других - на предотвращение такового с риском для жизни. "В нашей культуре и в нашей истории отсутствует серьезный элемент, который я бы сформулировал как теорию зла, - рассказывал продюсер фильма Сергей Шумаков. - У нас по большому счету всего три капитальных злодея: Карабас-Барабас, чудище из "Аленького цветочка" и Сталин. У нас существует страшная, неразрывная спайка между изображением и нашим представлением о жизни. Это капитальная проблема, когда мы на кино смотрим как на жизнь, а на жизнь - как на кино. И мы это не можем никак дифференцировать. Как раз для этого и нужен особый артикулированный язык". Андрей Либенсон в картине попытался подобный язык нащупать. "Режиссер в фильме говорил, он не мычал" - таков был всеобщий вердикт. Встреченный бурными аплодисментами...
Плюс один или минус два
Самой доброй, ясной, внятной и позитивной картиной нынешнего "Кинотавра" стал фильм Оксаны Бычковой "Плюс один". Настроение, повествование, как в ее дебютном "Питере FM". Герои - русская переводчица Маша (в исполнении актрисы Петра Фоменко Мадлен Джабраиловой) и английский кукловод Том (его сыграл Джетро Скиннер), приехавший в Москву вести семинары для нового кукольного шоу. История о том, как человеку встретить свою вторую половинку и стать в буквальном смысле "плюс один". Точнее, про то, что мешает ему это сделать, когда, казалось бы, все очевидно благополучно складывается и нужно только вылезти из собственного панциря и попытаться начать думать "мы" вместо удобного и универсального "я". Он непохож на банального соблазнителя, для которого сексуальный контакт - обычная вещь. Она - не доступная девушка, на третий день знакомства просыпающаяся в чужой постели. Но у них была ночь любви, и больше ничего подобного не будет, потому что оба испугались слишком серьезного замеса вспыхнувших чувств и попятились назад, каждый в свою сторону. Потому что и он - ложный экстраверт, и она - закомплексованная разведенная молодая женщина способны поставить сотни трогательно смешных шоу или перевести десятки замечательных книг про самые сложные взаимоотношения людей, но не в состоянии выстроить одну-единственную, свою собственную личную жизнь. И потому счастливого конца не предвидится. Тем не менее фильм светел, свеж и чист как поцелуй ребенка. "Человек любит мир, а мир любит его. Это мой способ самоощущения. И я как чувствую, так и снимаю", - признавалась Оксана Бычкова. А ее актеры подтверждали, что ее главный режиссерский метод - улыбка и еще раз улыбка. И им все завидовали...
Кириллов день
Самой ажиотажной картиной фестиваля можно назвать "Юрьев день" Кирилла Серебренникова. Сильная, жесткая, грамотная и очень уверенная режиссерская работа, оставляющая полное ощущение того, что большой талант тратится куда-то совсем не туда. Сюжет - с отголосками религиозного "Хождения Богородицы по мукам". Оперная певица, работающая в Германии, едет в российский провинциальный городок показать сыну-подростку свою малую родину. Сын упирается изо всех сил, чувство ностальгии ему незнакомо, а ощущением зря потраченного времени он упивается изо всех сил. Потраченное в первых же тактах картины превратиться в утраченное - в местном краеведческом музее он выпадет из времени вообще. И пропадет насовсем - просто исчезнет. Когда, куда да и жив ли он вообще - тут и начинаются муки матери, потерявшей ребенка. Все ее отчаянные попытки ни к чему не приводят, и ей остается только одно: сидеть и ждать в этом захолустье хоть какого-нибудь известия. И верить, что все происходящее - какой-то страшный сон... Метаморфозу из оперной дивы в провинциальную тетку с мерзко рыжими волосами и хриплым голосом - при растворении в провинциальном пространстве - актриса додинского Малого драматического театра Ксения Раппопорт проделывает виртуозно. Трагедия утраты сглаживается: перед нами совсем другой человек, который пьет самогонку стаканами и моет полы в тюрьме. Сын - это из другой жизни, а обстановка и антураж среднестатистического российского маленького города - из нашей, родной. "Мы показали ровно ту Россию, в которой мы живем, - рассказывал Кирилл Серебренников. - Пусть люди поймут, что в гробу карманов нет. Деньги кончатся - позор останется. У меня всегда было больше вопросов не к властям, а к народу, у нас правительство всегда было такое, потому что мы такие, а не наоборот.
Итоги фестиваля
"За выдающийся художественный вклад в развитие российского кинематографического искусства" - Алексею Герману (вручали на открытии);
"За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства и кинонауки" - Армену Медведеву (вручали на закрытии);
Главный приз (материальный эквивалент - 625 000 рублей) - картина "Шультес" режиссера-дебютанта Бакура Бакурадзе;
Приз за лучшую режиссуру - Александр Прошкин, фильм "Живи и помни";
Приз за лучший дебют - фильм "Нирвана" режиссера Игоря Волошина;
Приз за лучшую женскую роль - Ксения Раппопорт, фильм "Юрьев день" режиссера Кирилла Серебренникова;
Приз за лучшую мужскую роль - английский актер Джетро Скиннер, фильм "Плюс один" режиссера Оксаны Бычковой;
Приз за лучшую операторскую работу - Илья Демин, фильм "Новая земля";
Приз им. Григория Горина за лучший сценарий - Петр Луцик и Алексей Саморядов (оба - посмертно), фильм "Дикое поле" режиссера Михаила Калатозишвили;
Приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму - Алексей Айги, фильм "Дикое поле".
Приз гильдии киноведов и кинокритиков - фильм "Дикое поле" Михаила Калатозишвили.