В Леонидовке приступают к первой стадии уничтожения химического оружия. Начинает действовать линия детоксикации отравляющего вещества Vx. Как будет происходить этот процесс, корреспондент "Российской газеты" смог увидеть своими глазами, побывав на тренировочных занятиях персонала в святая-святых объекта УХО - цехе начальных операций детоксикации Vx.
Огромный - под 60 гектаров - цех, транспортер, подъемники, специальные камеры, отдаленно напоминающие то ли герметично закрытые токарные станки, то ли камеры в химических лабораториях. Если бы не персонал, облаченный в защитные костюмы и противогазы, можно было бы решить, что ты находишься на обычном заводе. Хотя все оборудование в этом цехе "штучного" производства. И сама технология производственного процесса уникальна. Ее разработали российские ученые.
Скоро в этот цех начнут поступать крупнокалиберные авиационные боеприпасы, начиненные отравляющим веществом Vx. Впервые уничтожение этих фосфорорганических отравляющих веществ промышленным способом успешно проведено на объекте УХО в поселке Марадыково Кировской области. Отличительной особенностью российской технологии, которая применялась на объекте "Марадыковский" и теперь будет применяться в Леонидовке, является то, что отравляющее вещество не эвакуируется из корпуса боеприпаса. Реагенты закачиваются в прочный корпус бомбы, и уже в нем протекает процесс детоксикации ОВ.
"Начали", - командует главный технолог объекта подполковник Денис Пушкарев. И из грузовой камеры появляется упакованный в деревянную тару боеприпас с крупными буквами на боку: "учебный". Когда объект начнет работать, реальные боеприпасы будут по два привозить со складов, расположенных чуть поодаль от инженерного корпуса залива реагентов на специально оборудованных для этих целей машинах.
Учебный боеприпас, упакованный в деревянную тару, медленно ползет по конвейерной линии, и двое облаченных в защитные костюмы специалистов подхватывают его подъемниками, укладывают на специальную тележку и перевозят на поддон, на котором можно складировать до 14 снарядов. Поодаль - еще один такой же поддон, следовательно, как объяснил подполковник Пушкарев, в цехе одновременно смогут находиться 28 боеприпасов.
Далее уже другие операторы на специальном стенде в герметичной пробке наливного узла боеприпаса сверлят два отверстия по 8-10 миллиметров, проникая внутрь каморы (именно так, с ударением на втором слоге, специалисты называют камеру боеприпаса, в которую наливается отравляющий продукт).
И опять с предельной осторожностью боеприпас перемещают в специальную камеру, где замеряют уровень отравляющего вещества и заливают в камору реагент. "В каморах боеприпасов, - поясняет тем временем главный технолог, - еще при заводской заливке отравляющего вещества оставлялось не менее 10 процентов свободного объема. Теперь этого вполне достаточно для доливки реагента, разрушающего это отравляющее вещество. Реагент гидролизует фосфорорганические отравляющие вещества, в том числе и Vx. Для полного разложения фосфорорганического ОВ реагента необходимо всего около 7 процентов от массы отравляющего вещества".
На наливной узел боеприпаса ставится новая - с гранями, чтобы после реакции было легче выворачивать, - пробка. На пробку наносится индикаторная краска, необходимая для контроля герметичности. Вот, собственно, и все - боеприпас готов к отправке на 3 месяца в хранилище для выдержки. За это время смертоносное отравляющее вещество в нем превратится в однородную реакционную массу, которая, как гарантируют химики, менее токсична, чем большинство инсектицидов, применяемых в сельском хозяйстве.
- Через три месяца боеприпас перевезут в здание расснаряжения, - завершает свой рассказ главный технолог объекта Денис Пушкарев, - извлекут из него реакционные массы, которые сначала будут надлежащим образом храниться, а в конце процесса подвергнутся высокотемпературной переработке в специальных печах с многоступенчатой системой очистки. Корпуса боеприпасов пройдут печь обжига и будут сданы в металлолом.
Технологии уничтожения химического оружия объекта "Леонидовка"
5,1 тысячи тонны Vx хранится в Леонидовском арсенале, а также 267 тонн зарина и 1,5 тысячи тонны зомана