17.06.2008 03:00
Экономика

Можно ли управлять ценами, сохраняя масштабные инвестиции

Можно ли управлять ценами, сохраняя масштабные инвестиции
Текст:  Юрий Голанд (ведущий научный сотрудник Института экономики РАН)
Российская Бизнес-газета - : №0 (658)
Читать на сайте RG.RU

Результаты первых месяцев нынешнего года продолжают тенденции предыдущего - быстрый рост экономики в сочетании с ускоряющимся темпом инфляции.

Примечательно, что наряду со свободными ценами потребительского рынка растут и регулируемые цены на продукцию естественных монополий.

Шестого мая правительство одобрило новый прогноз в этой сфере на 2009-2011 годы, который, как выяснилось, еще "резвее" предыдущего, принятого в минувшем году и рассчитанного на 2008-2010 годы. Так, если рост тарифов на электроэнергию в 2009 году, включая регулируемые и свободные цены, в среднем для всех категорий потребителей первоначально намечался в пределах 15-16 процентов, то теперь прогноз поднялся на новую высоту - 25,4 процента. Средние цены на электроэнергию в 2008-2011 годах увеличатся в 2,1 раза. Еще быстрее будет дорожать газ: в 2009-м рост регулируемых цен для всех потребителей, кроме населения, ожидается на уровне 27,7 процента, а для населения -34,7 процента. Если к этому добавить планируемое повышение тарифов на грузовые перевозки на 21 процент в текущем году и на 14 процентов в будущем, то угроза ускорения инфляции становится очевидной.

Курс на увеличение темпа роста тарифов естественных монополий мотивируется необходимостью создать условия для выполнения принятых инвестиционных программ развития соответствующих отраслей. Он не только позволяет закладывать в тариф инвестиционную составляющую, за счет которой могут финансироваться инвестиции, но, что не менее важно, призван стимулировать привлечение частных вложений, ибо сокращает срок их окупаемости.

Сторонники такого способа повышения инвестиционной активности исходят из того, что стимулирование экономического роста важнее, чем борьба с инфляцией. Более того, они полагают, что не очень высокая инфляция полезна для проведения структурной перестройки экономики. Действительно, учитывая многолетнее масштабное недоинвестирование и необходимость компенсировать его последствия, трудно ожидать достижения ежегодного уровня инфляции в 2-3 процента, как в развитых странах. Но ограничить ее однозначной цифрой не только необходимо, но и возможно. У нас же рост цен существенно превосходит эту границу, хуже того - тенденция к снижению темпа инфляции сменилась в прошлом году на противоположную. В этих условиях рост цен может затруднить переход на инвестиционный путь развития даже в естественных монополиях, не говоря уже о других отраслях. Особенно сильно повлияет намечаемый рост тарифов на энергоемкие производства и на те, где газ является технологическим сырьем. В результате конкурентоспособность металлургии, химии, производства стройматериалов и ряда других отраслей может быть существенно подорвана.

Эту проблему взаимодействия инвестиций и инфляции можно наглядно продемонстрировать на примере электроэнергетики. Главной целью реформы РАО ЕЭС еще несколько лет назад было провозглашено создание условий для привлечения частных инвестиций. И действительно, посредством продажи государственных пакетов акций в тепловой генерации и размещения эмиссии дополнительных акций уже привлечено около 800 миллиардов "частных" рублей. Однако выяснилось, что новые собственники не собираются в полной мере реализовывать ту инвестиционную программу ввода генерирующих мощностей, которая была намечена РАО ЕЭС и принята в утвержденной правительством Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. По данным генерального директора Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игоря Кожуховского, Генсхема предполагала ввод на тепловых электростанциях до 2015 года мощностей объемом 92,9 ГВт, а компании предложили ограничиться 77,6 ГВт.

Одна из причин этого - значительный рост цен на оборудование, строительные материалы и строительно-монтажные работы. Он объясняется в первую очередь беспрецедентным ростом ожидаемого спроса, вызванным принятием в первом квартале 2007 года масштабной инвестиционной программы РАО ЕЭС на 2006-2010 годы величиной в 3,1 триллиона рублей. Согласно этому документу в несколько раз по сравнению с 2006 годом должны были возрасти физические объемы поставок энергооборудования, что заведомо превышало реальные возможности отечественных поставщиков. Соответственно был предусмотрен и рост расходов. Например, планируемые затраты на закупку основного теплоэнергетического оборудования в 2010 году увеличивались в 8 раз. Поставщики отреагировали на ожидаемый рост спроса повышением цен, причем по многим позициям в разы. К тому же положение осложнило значительное удорожание оборудования на мировом рынке.

Что же в итоге? Рост цен привел к тому, что генерирующим компаниям стало выгодно не выводить неэффективные мощности и заменять их на новые, а продлевать срок эксплуатации действующих. Если Генсхема предусматривала выбытие до 2015 года 33 ГВт мощностей, то генерирующие компании заявили о 9,9 ГВт.

Из-за роста стоимости строительства и оборудования, которому государство фактически способствует, повышая тарифы, реальный ввод мощностей будет существенно ниже намеченного в программе при тех же денежных затратах. Показательно, что уже в течение 2007 года пришлось корректировать цифры ввода генерирующих мощностей. Если еще в феврале на 2009 год намечалось ввести их на 7,6 ГВт, то уже в октябре Анатолий Чубайс назвал другую цифру - 5,9 ГВт.

Пример с инвестпрограммой РАО показывает: если объявленные размеры инвестиций превышают реальные возможности обеспечения ресурсами по существующим ценам, то это неизбежно подталкивает поставщиков к росту цен. А рост цен на продукцию производственного назначения неизбежно ведет к повышению потребительских цен.

Выдвигая в качестве первоочередной цели увеличение инвестиций и не ставя одновременно задачу ограничения инфляции, наивно надеяться на то, что в долгосрочной перспективе после завершения строительства на рынок поступят товары и цены снизятся. При такой политике достижение этой цели отодвигается и принимает характер миража. Товары действительно когда-нибудь поступят, но их поступление не сможет вернуть цены к прежнему уровню. За это время цены настолько поднимутся, что их рост окажет негативное влияние на развитие экономики в целом.

В то же время всем понятно: Россия сегодня объективно нуждается в широкомасштабном инвестировании. Износ основных фондов, необходимость восстановления высокотехнологичных отраслей и обновления инфраструктуры требуют громадных средств. В результате возникает острое противоречие между необходимостью осуществлять объемное инвестирование и угрозой непредсказуемого значительного роста цен, который делает невозможным достижение конечных целей инвестирования: ввода новых объектов при намеченных капвложениях.

Как разрешить это неразрешимое на первый взгляд противоречие? Ведь обычная антиинфляционная политика, заключающаяся прежде всего в сдерживании роста денежного предложения, затрудняет необходимый рост инвестиций. В наших условиях требуется другой путь. Есть реальная возможность ограничить темпы роста цен, если удастся повысить эффективность инвестирования, снизить затраты, возникающие в процессе нового строительства. Тогда возрастет тот предельный уровень инвестиций, до которого можно их увеличивать, не опасаясь неприемлемого роста цен.

Для решения этой задачи надо одновременно с улучшеним инвестиционного климата отказаться от практики предоставления всевозможных льгот и преференций госкорпорациям, акционерным обществам с участием государства, частным компаниям, аффилированным с представителями власти... Бесчисленные привилегии "спасителям отечества" напрочь уничтожают малейший намек на равноправную конкуренцию. А утратив стимулы к снижению затрат, эта все более разрастающаяся часть экономики превращается по сути в перпетуум-мобиле промышленной и потребительской инфляции.

Прогноз минэкономразвития роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий

Промышленность Макроэкономика