Областная Контрольно-счетная палата (КСП) проверила использование бюджетных средств, выделенных для реализации целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов на 2006-2010 годы". Выяснилось, что не все средства используются по назначению, а в системе мелиоративных работ немало организационных сбоев.
Почти 90 процентов пашни Воронежской области - черноземы, плодородие которых всегда считалось неиссякаемым. Но за несколько последних десятилетий из-за нерационального использования земли возникла угроза ее истощения. Снижаются запасы гумуса, органического азота, слабеет деятельность микроорганизмов, разрушается структура почв, эрозийные процессы уменьшают сопротивление засухам, падает эффект минеральных удобрений. По данным НИИ сельского хозяйства им. В.В. Докучаева, более 700 тысяч гектаров (23 процента всей пашни области) заняты кислыми почвами, а 200 тысяч гектаров (6 процентов) - солонцовыми. Таким образом почти треть угодий нуждается в "лечении" посредством химической мелиорации.
Необходимо и орошение. Ученые установили: чтобы образовать тонну сухих веществ, растения должны поглотить и испарить до 300 тонн воды. Без нее не взойдет и доброе семя, не покажет свою силу обильное удобрение, не прибавит хлеба в амбаре самая совершенная структура посевных площадей. В силу климатических особенностей урожай в Центральном Черноземье в первую очередь зависит от влаги. Сохранять ее в почве помогает лесная мелиорация. Подсчитано, что каждый гектар лесной полосы защищает 20 гектаров сельскохозяйственных угодий. По оценке ученых, в засушливой степной зоне защитные лесополосы должны занимать не меньше 3,6 процента пашни. Такого соотношения достигли в Таловском и Аннинском районах, известных наиболее продуктивным сельским хозяйством. Но в целом по области облесенность пашни составляет около двух, в отдельных хозяйствах - меньше одного процента. Для создания завершенной, экологически устойчивой модели земледелия, позволяющей получать высокие урожаи и при этом не разрушать почвенный слой, недостает как минимум 60-65 тысяч гектаров полезащитных насаждений.
Мероприятия по восстановлению плодородия почв обходятся не дешево. Составители целевой программы подсчитали, что для ее реализации за 5 лет потребуется около 2,4 миллиарда рублей. Из них 43,6 миллиона из федерального бюджета, 58,5 - областного, а основную часть средств, более 90 процентов, предоставят аграрные предприятия - хозяева и арендаторы сельскохозяйственных земель. На эти деньги намечено обследовать агрохимическое состояние 640 тысяч гектаров угодий, внести более 5 тысяч тонн органических и почти 150 тысяч тонн минеральных удобрений, провести мелиорацию 37 тысяч гектаров земли, восстановить некоторые оросительные системы и заложить недостающие лесозащитные полосы. Исполнителями программы были определены Главное управление аграрной политики администрации области (ГУАП) и государственное учреждение "Воронежский областной фонд плодородия".
Проводить мелиорацию кислых почв за счет бюджетных средств ГУАП поручило предприятию "Воронежагрохим", сумма контрактов с которым составила более 16 миллионов рублей. Подрядчик обязался закупить в качестве мелиоранта отходы сахарных заводов, доставить их в хозяйства и, перемешав с мелом, разбросать по полям. Однако, как выяснилось при проверке КСП, сахарные заводы за отходы денег не брали и лишь благодарили за возможность от них избавиться. А перевозку, разгрузку и разбрасывание мелиоранта выполняли сами хозяйства, при этом еще выплачивали подрядчику за некие "организационные услуги" до 10 процентов от стоимости работ. Таким образом за два года "Воронежагрохим" необоснованно получил из бюджета более 2 миллионов рублей.
В ряде хозяйств не выполнялись оговоренные условия проведения работ по гидромелиорации. Программа предусматривала, что основную часть расходов возьмут на себя сельскохозяйственные предприятия. Однако реконструкция и восстановление оросительных систем в россошанском ООО "Восток-Агро" и верхнемамонском колхозе "Победа" на общую сумму 8,8 миллиона рублей полностью финансировались из средств областного бюджета. На землях фермерского хозяйства "Богданов" Кантемировского района при возведении вала и дамбы потрачено 250 тысяч рублей, но фермер не вложил ни копейки. Еще большую щедрость за казенный счет проявили в Острогожском районе, где в фермерском хозяйстве построили пруд стоимостью 3,5 миллиона рублей, хотя объект в программе не числился, а фермер не занимался растениеводством. Иначе говоря, деньги ушли не по назначению.
Зато в Рамонском районе управление аграрной политики, видимо, чтобы закрыть образовавшиеся бреши, вписало в текущую отчетность объекты, к которым не имело никакого отношения: две насосные станции и трубопровод, построенные здешним ООО "Черноземье Агро-Рамонь" за собственный счет. Благодаря приписке план по реконструкции и восстановлению оросительных систем оказался выполненным на 160 процентов (вместо реальных 74-х). Но самую серьезную озабоченность проверяющих вызвало то, что гидромелиоративные объекты - пруды, дамбы, водозадерживающие валы и оросительные системы, на строительство которых из областного бюджета израсходовано почти 50 миллионов рублей, - не были оформлены в областную собственность. А значит, и не переданы с пользой для казны в аренду хозяйствующим организациям.
Программа повышения плодородия почв по прошествии двух лет начинает приносить плоды. В садовых хозяйствах, где внедрили современную систему капельного орошения, в несколько раз возросла урожайность, прибыль и, следовательно, поступления в бюджет. Минеральных и органических удобрений на поля области внесено больше намеченного программой - соответственно на 29 и 15 процентов. Результаты могли быть лучше, если бы не сбои в работе, а отпущенные средства расходовались строго по назначению.
Владимир Шевченко, профессор Воронежского государственного аграрного университета:
- Как один из разработчиков целевой программы сохранения и повышения плодородия почв, не могу не сказать о ее крайней необходимости. Знаменитые воронежские черноземы действительно перестали обеспечивать заложенную в них природой урожайность. Бездумное хозяйствование привело к эрозии и потерям тысяч гектаров полноценной пашни. К сожалению, из программы выпал раздел финансирования аграрной науки, научного почвоведения, а без этого не возможен систематический мониторинг земель сельхозназначения, разработка методик сбережения конкретных видов почв и участков, проведение учебных семинаров для областных и районных специалистов. Принцип софинансирования мероприятий, когда основную часть расходов берут на себя земледельцы, не позволяет участвовать в программе малорентабельным сельхозпредприятиям. Таких в области - масса, и их земля больше других нуждается в лечении. Отбор хозяйств для проведения у них наиболее затратных мероприятий, на мой взгляд, осуществляется по принципу "кто смел, тот и съел". Думаю, области необходим региональный закон о сохранении плодородия сельхозугодий, чтобы почвозащитные технологии стали обязательными для всех земледельцев независимо от форм собственности.