17.06.2008 02:00
Культура

В Большом театре отметили 100-летие великой русской балерины Марины Семеновой

Великая русская балерина Марина Семенова отпраздновала 100-летие
Текст:  Ярослав Седов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4684)
Читать на сайте RG.RU

В Большом театре России завершился фестиваль, посвященный 100-летию Марины Тимофеевны Семеновой.

C 1930-го по 1951 год она была примой-балериной Большого театра, а затем до последних лет - педагогом-репетитором. Семенова работала со звездами всех последующих поколений - Майей Плисецкой, Надеждой Павловой, Наталией Бессмертновой, Людмилой Семеняка, Татьяной Голиковой, Ниной Сорокиной и многими другими. Она шлифовала и сольные эпизоды, и ансамбли, и массовые сцены, а также более полувека подряд давала всей труппе ежедневный тренировочный класс. Лишь несколько лет назад, отметив 95 лет, Семенова перестала бывать в театре, но по сей день живо интересуется его жизнью, по возможности поддерживая связи с учениками.

Карьеру она начала в первые послереволюционные десятилетия, когда новая власть с упоением крушила искусство "старого мира". Семенова свершила чудо: актуализировала наследие императорского балета, создав невиданное прежде направление - героический танец. В ее исполнении классические па ролей Одетты и Одиллии в "Лебедином озере", принцессы Авроры в "Спящей красавице", Жизели, графини Раймонды, жрицы Никии в "Баядерке" не просто отвечали идеологическому пафосу тех лет, но побеждали его истинной жизнеутверждающей силой. А современные роли - придворная актриса Диана Мирейль, переходящая на сторону восставшего народа в "Пламени Парижа", Золушка в премьерной постановке балета Прокофьева, приуроченной к Великой Победе 1945-го, Полячка в балетной сцене "Ивана Сусанина", поставленного в этом же году, и другие - подчеркивали главную роль Семеновой в истории и искусстве. Она была символом и воплощением неисчерпаемой жизненной мощи великой страны.

Большой театр приурочил к уникальному юбилею главные балеты репертуара Семеновой - "Лебединое озеро", "Баядерку" и "Раймонду", а также парад звезд Большого и Мариинского театров в заключительном концерте. Вершиной вечера стала картина "Тени" из "Баядерки", в которой Семенова в свое время покорила Москву на своем дебюте в Большом. На сей раз Светлана Захарова в главной партии продемонстрировала безупречный академический блеск, темпераментно акцентируя уверенно отточенные виртуозные комбинации. Ей артистично партнерствовал Николай Цискаридзе.

В дивертисментной части вечера мастерством и достоинством отличились Елена Андриенко и Дмитрий Гуданов. Труднейший, насыщенный коварными техническими сложностями дуэт из "Щелкунчика" в хореографии Юрия Григоровича они протанцевали идеально чисто, создав при этом атмосферу сцены из спектакля, а не концертного номера.

Как торжественное приношение героине вечера Мария Александрова и Игорь Зеленский постарались подать популярнейший дуэт из "Корсара", а Надежда Грачева и Сергей Филин - фрагменты картины "Сон Раймонды".

Артисты Мариинского театра Алина Сомова и Игорь Колб в дуэте Одиллии и Зигфрида, а также Екатерина Осмолкина и Михаил Лобухин выглядели измотанными гастрольным конвейером, отбивающим всякие представления о смысле и стиле исполняемых партий. Выход Ульяны Лопаткиной в адажио принцессы Авроры с четырьмя претендентами на ее руку оказался иллюстрацией к наблюдению Станиславского о том, что каждый трагик в душе мечтает быть комиком, а комик - трагиком. В заключение Галина Степаненко повторила на бис свои коронные фуэте в гран-па "Дон Кихота", а Иван Васильев привел публику в экстаз своими феерическими воздушными трюками.

Театр