18.06.2008 03:00
Экономика

ФАС возбудила дело по факту чрезмерного повышения цен на авиатопливо

Поставщикам дорогого авиатоплива грозят проверками и биржей
Текст:  Марина Александрова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4685)
Читать на сайте RG.RU

Дело по факту значительного повышения цен на авиатопливо возбудила вчера Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве посчитали, что в последнее время цены на авиационный керосин на внутреннем рынке превысили его цену в аэропортах Западной Европы, а это уже прямое нарушение закона о защите конкуренции.

Всего с лета 2007 года цены на авиакеросин выросли вдвое, однако в иностранных аэропортах они в мае начали падать, а в России - нет. Сегодня в Европе стоимость тонны авиатоплива составляет в среднем 1270 долларов, что на 8 процентов меньше, чем в мае. В лондонском Хитроу керосин стоит на 6,2 процента дешевле, чем в Москве (в пересчете на рубли - 33,869 тысячи рублей за тонну), а в аэропорту Дубая (ОАЭ) - на 8,1 процента (33,205 тысячи рублей за тонну). В Москве же цена на авиакеросин с учетом всех налогов и стоимости услуг по заправке в аэропортах превысила 36 тысяч рублей, или более 1500 долларов за тонну.

В других регионах цены еще выше. Например, по данным крупнейшего независимого оптового поставщика керосина "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП), в аэропорту Южно-Сахалинска тонна керосина стоит 41,5 тысячи рублей.

Глава ТОАП Евгений Островский, комментируя "Интерфаксу" возбуждение дела, объяснил причину разницы цен на авиатопливо отсутствием рынка и биржевых механизмов, позволяющих определять справедливую стоимость. "Ценообразование должно являться компромиссом между продавцом и покупателем. У нас же цены назначаются, а продукт распределяется. ФАС будет возбуждать дела до тех пор, пока мы не внедрим продажи на свободной торговой площадке", - сказал он. По мнению Евгения Островского, поставщики авиатоплива поступают так же, как поступит любой бизнесмен в ситуации, когда ему позволено торговать монопольно, а ценообразование ничем не ограничено. "У нефтяников нет противовеса, есть только психологическое оправдание - высокая мировая цена. Раньше хотя бы приводили цену к базису завода минус пошлина и транспорт, сегодня просто слепо копируют западные цены", - добавил глава ТОАП.

Впрочем, несколько дней назад вице-премьер Сергей Иванов уже предложил организовать торги авиакеросином на бирже в качестве меры борьбы с ростом цен на авиатопливо. "Сейчас стоимость авиакеросина составляет 70 процентов в цене билета, - сказал он. - Это накладно для авиаперевозчиков. Я вижу выход из этой ситуации в начале торгов авиакеросином на бирже, чтобы не так, как сейчас, три-четыре компании поставляли его авиаперевозчикам", - сказал вице-премьер.

Кстати, около года назад ФАС уже проводила проверки, связанные с повышением цены на топливо в российских аэропортах. Тогда труд ведомства не пропал даром - в ряде аэропортов цена на авиатопливо была снижена на треть.

Авиатранспорт Товары и цены ФАС