Болезнь, как известно, легче профилактировать, чем лечить. Особенно если речь идет о таком серьезном недуге, как коррупция, принявшем размах эпидемии. Мы дошли до того, что без подношения чиновнику практически невозможно решить ни один мало-мальский вопрос, будь то устройство ребенка в детский сад рядом с домом или открытие нового бизнеса.
Генеральная прокуратура сама теперь не может возбуждать уголовные дела на взяточников. Однако это не значит, что ведомство Юрия Чайки устранилось от этой проблемы. Борьба с коррупционными явлениями здесь вышла на первый план. Создали целое управление, которое занимается надзором за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Его возглавил Александр Аникин - в недавнем прошлом прокурор Приморского края. Кстати, именно при нем в Приморье начались громкие уголовные дела в отношении целого ряда крупных чиновников, в том числе краевой администрации. Аналогичные антикоррупционные подразделения прокуратуры созданы и во всех российских регионах.
Понимая, какое давление будет оказываться на прокуроров, занятых на этом, прямо скажем, непростом направлении, Юрий Чайка изначально придал им особый статус. Хотя они и подчиняются прокурорам субъектов Федерации, координируется работа антикоррупционных подразделений напрямую из Москвы. Предусмотрена также особая процедура назначения и увольнения тех, кто оказался на переднем фронте борьбы со взяточниками, и даже их наказания. Скажем, чтобы объявить выговор такому сотруднику, нужно согласие самого Генпрокурора Юрия Чайки. Он же принимает окончательное решение при назначении на должности борцов с коррупцией.
Отбор сотрудников в такие подразделения тоже производится по отдельному сценарию. Для этого в Генеральной прокуратуре создали специальную комиссию, которую возглавляет первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман.
Хотя антикоррупционные подразделения в прокуратуре работают относительно недавно, они уже на практике показали свою высокую эффективность. Вот один из последних примеров. В Камчатском крае уволен руководитель агентства лесного и охотничьего хозяйства. Выяснилось, что эту сугубо гражданскую должность занимал полковник милиции. Причем не абы какой, а старший оперуполномоченный по особо важным делам департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. По требованию прокуратуры полковника сначала отлучили от краевого охотхозяйства, а затем и уволили из органов правопорядка.
Не секрет, что одна из главных причин, порождающих коррупцию, - несовершенство нормативно-правовой базы. Чем больше в ней белых пятен, тем вольготнее живется нечистым на руку чиновникам. Не так давно по заданию Генпрокурора была проведена широкомасштабная проверка, которая должна была выявить подобные коррупционные дыры в местных законах и документах, принимаемых региональными властями. Увы, как выяснилось, обеспокоенность в главном надзорном ведомстве проявляли не зря. В общей сложности прокуроры выявили около 1400 правовых норм, имеющих признаки коррупциогенности. Почти 400 из них прямо противоречили федеральному законодательству.
Лишь в 18 субъектах Федерации местные органы власти, прежде чем издать нормативно-правовой акт, проверяют его на коррупционность. Причем в большинстве ситуаций инициаторами таких экспертиз стали местные прокуроры, которые в некоторых случаях даже предлагали местным парламентам принять специальные законы, запрещающие издание любого нормативно-правового акта, не прошедшего проверку на взяткоемкость.
Больше всего таких нарушений в нормативных документах, регулирующих финансовую деятельность местных властей. При этом чаще всего чиновникам предоставляются излишние права при решении ключевых вопросов. Например, предоставлять налоговые льготы предпринимателю или ставить его в равные условия с другими представителями бизнеса. Там, где нет четких критериев, считают в ведомстве Юрия Чайки, рано или поздно появится чиновник, который захочет, чтобы его отблагодарили "за решение вопроса".
В идеале, как считают в Генпрокуратуре, в каждом регионе должен быть создан свой рабочий орган, который будет дотошно проверять все нормативно-правовые акты на коррупционность. При этом прокуратура готова сама участвовать в работе таких комиссий и поделиться с ними специальной методикой, которая позволяет эффективно выявлять в документах лазейки для взяточников.