Вчера премьер-министр Владимир Путин подумал, что будет через 22 года. А у железнодорожников случился праздник - глава кабинета министров подписал стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Премьер, по сути, заглянул в будущее, которое оказалось довольно радужным. На 14 триллионов рублей инвестиций к 2030 году страна обретет более 20 тысяч километров новых железнодорожных путей, в том числе на Алтай, в Якутию и Туву. Цифра и премьеру, и самим железнодорожникам показалась внушительной, ведь за последние годы в стране почти ничего не строилось, а количество путей, наоборот, даже несколько уменьшилось. А уж когда ветераны РЖД и молодежь услышали обещание Путина подписать стратегию, и вовсе не смогли сдержаться от восторга, буквально зааплодировав.
Пока премьер с неподдельным интересом рассматривал вычислительно-информационный центр РЖД, откуда в режиме реального времени практически можно управлять любым составом, собравшиеся ветераны ждали премьера с чаем.
Все было, как и положено у железнодорожников: чай в подстаканниках, пирожные и вода. Вошедший первым вице-премьер Сергей Иванов даже воскликнул: "Чай в подстаканниках! Как в хороших вагонах!"
И тут в дверях появился глава РЖД Владимир Якунин. Железнодорожники встали, ведь он уже давно самый главный железнодорожник. Правда, и Путина эти уникальные люди, как пояснил Якунин, встретили стоя. И хотя на первый взгляд обстановка была неформальной, речь премьера скорее была программной.
Он говорил о той важной роли, которую играет железнодорожная отрасль в экономике страны. О том, что железнодорожные пути в северные регионы позволят решить вопрос с так называемым "северным завозом". А реализация стратегии будет способствовать снижению энергопотребления железными дорогами.
- Очень надеюсь, что за это время (за 22 года. - "РГ") улучшится качество обслуживания пассажиров, - произнес Путин.
В общем, понятно, что он надеется на качественное изменение ситуации в РЖД. "В сложные для нашей экономики годы железные дороги благодаря ветеранам, людям, которые трудились в этой отрасли, обеспечили бесперебойную работу экономики в целом. Таких компаний у нас немного. РЖД, энергетика, газ, связь - все то, что обеспечило единство и более или менее ритмичную работу экономики", - заметил Путин. По его словам, сейчас ситуация поменялась, возможности страны возросли.
Впрочем, это понимают и в РЖД, где в результате реализации стратегии развития железных дорог до 2030 года надеются закупить более 23 тысяч локомотивов и 1 миллион грузовых вагонов. На самом деле из 14 триллионов рублей только 20% бюджетных денег и госгарантий. Остальное, по словам Якунина, - это средства РЖД и частных инвесторов.
- На один рубль вложенных денег по итогам мы получим три рубля доходов, - заметил президент компании.
В итоге и сама компания превратится в холдинг с дочерними предприятиями, ориентированными на определенные направления.
Но о проблемах Якунин умолчать не мог, ведь превышение роста цен на металлургическую продукцию над ростом тарифов РЖД - больное место железнодорожников. Кроме того, глава РЖД обратил внимание премьера и на неоправданный, по его мнению, рост цен в машиностроительной отрасли.
- Это сфера, где частный бизнес может принять активное участие, в частности в производстве вагонов. Надо только компаниям создать равные условия, - заметил на это Путин.
Впрочем, проблем у железнодорожной компании явно не меньше, чем перечислил Якунин. Недаром вице-премьер Сергей Иванов пообещал заняться и решением проблемы по предоставлению РЖД частот для организации сети цифровой радиосвязи. Ведь Якунин сетовал на отсутствие специального канала связи в подведомственной ему отрасли.
- Мы единственная железнодорожная компания в мире, у которой нет выделенного канала связи, - сказал он, пояснив, что РЖД использует частоты, в том числе предоставленные военными.
Путин подобную жалобу явно не принял, посоветовав обратиться в минсвязи. Как известно, компания рассчитывает на получение частот для строительства сетей стандарта GSM-R (GSM-Railway). Этот стандарт позволяет обеспечить передачу голоса и данных, а также создавать системы безопасности и управления перевозочным процессом. Проблема же в том, что во многих российских регионах существует дефицит свободных частот 900 МГц.
- Пока не удается, - настаивал Якунин.
- Давайте я тогда займусь, - неожиданно для всех предложил вице-премьер Сергей Иванов.
Премьер согласился с этим и отправился пить чай с ветеранами, за которым они рассказали о том, как счастливо живут в достатке, поддерживаемые руководством РЖД. А что действительно беспокоит ветеранов, так это закрытие клубов и других культурных учреждений.
- Как держать молодежь? - спрашивал у премьера ветеран. - А мы же с вами ходили на танцы...
Кстати, о молодежи немедленно вспомнила и кассир, ведь у студентов нет льгот на проезд на железнодорожном транспорте - так же, как и у детей старше 10 лет.
- Но ведь после 10 лет дети не перестают быть детьми, - эмоционально заметила она.
Путин, конечно же, согласился и тут же поинтересовался у Якунина ценой вопроса.
- Нет закона, - сказал глава РЖД. - Был бы закон - исполняли.
- Это вас Якунин подговорил? - спросил Путин у кассира.
Девушка засмущалась от столь откровенной догадки премьера, но ответила отрицательно. Ей явно не хотелось в этом признаваться.
Ветераны еще долго терзали премьера вопросами о стройтрестах, которые закрыли, о социальной политике государства, но, как оказалось, претензий к своему руководству у них нет.
- Владимир Якунин - наш президент - в высшей степени культурный человек, - напоследок торжественно произнес ветеран.
С тем бы и уехал премьер, если бы не кандидат наук, представляющий железнодорожную молодежь. Уж с ним Путин вдоволь наговорился и об инновациях, и об инвестициях, и о перспективах для молодых. И только после этого покинул гостеприимных железнодорожников.