На этот вопрос "Российской газете" ответил начальник Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России Владислав Болов.
Российская газета: В мае мир содрогнулся от мощного землетрясения в Китае. Не будет ли подобного и в России?
Владислав Болов: Значительная часть территории России находится в сейсмоопасной зоне. К сожалению, геофизическая наука пока не может дать прогноз землетрясений, который можно было бы использовать для предупреждения или смягчения чрезвычайных ситуаций, вызываемых сейсмоактивностью. Чтобы избежать катастрофических последствий сильных землетрясений, аналогичных китайскому, надо развивать технологии сейсмостойкого строительства, обучать население, проводить учения. Как, например, это уже много лет делается в Японии.
Что же до опасных зон, то Российская академия наук два года назад дала прогноз о возможности подземных толчков на Камчатке, Курилах и Сахалине. МЧС неоднократно проводило там учения и держит ситуацию под контролем. А вот на Кавказе, по оценкам Российского экспертного совета, сейсмическая активность сохранится в пределах нормы.
РГ: И тайфуны мы отменить не можем.
Болов: Проблемные регионы по тайфунам у нас - Дальний Восток, Приморский край, Сахалин, Камчатка. Наиболее активны тайфуны с июня по октябрь, пик приходится на август-сентябрь. Еще лет семь назад каждый из них уносил жизни людей. Сегодня комплекс мероприятий, в том числе своевременный прогноз параметров тайфунов, позволил практически полностью исключить человеческие жертвы и значительно снизить ущерб. Свежий пример: циклон, затронувший Забайкалье, не привел к серьезным разрушениям, но в Монголии вызвал немалые последствия.
РГ: Один из потенциальных источников катастроф - глобальное потепление. Чего ждать здесь?
Болов: На фоне повышения глобальной температуры растет число аномалий по осадкам, температуре, скорости ветра. Растет и глубина таких аномалий. Вместе с тем с 2003 года природных катаклизмов отмечается все меньше, что говорит об эффективности работ по прогнозированию и предотвращению природных чрезвычайных ситуаций.
РГ: Все прошлое лето спасательные бригады тушили лесные пожары в Сибири. Каков нынешний прогноз?
Болов: В этом году начало пожароопасного сезона уже в конце апреля - начале мая приобрело аномальный характер. На сегодня ситуация стабилизировалась. Больше всего опасений вызывают южные области Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов.
РГ: Как себя чувствуют ледники Кавказа?
Болов: За последние годы они отступили на 300 метров, что привело к определенным проблемам. Когда ледник интенсивно тает, он оставляет за собой рыхлообломочный материал, хорошо вовлекаемый в селевые процессы. Наиболее яркий пример - катастрофический селевой процесс в Тырныаузе в 2000 году.
Сход ледника Колки носит циклический характер, повторяемость циклов - раз в 60-80 лет. Чтобы обеспечить предсказуемость таких обрушений, надо создать постоянно действующую службу мониторинга за пульсирующими ледниками, в частности за ледником Колка.
РГ: Каждое лето происходят техногенные катастрофы. Что у нас сегодня стало "слабым звеном"?
Болов: Мы фиксируем все больше чрезвычайных ситуаций в малой авиации, в т.ч. с гибелью людей. Число легкомоторных самолетов растет, а при их эксплуатации не всегда соблюдаются правила безопасности. Речь прежде всего о тех обслуживании самолетов и вертолетов, контроле и правилах выполнения полетов.
РГ: Локальные режимы чрезвычайных ситуаций введены в четырех пораженных саранчой районах Ставрополья. Каков прогноз?
Болов: Прогноз активизации саранчовых центром был дан заблаговременно. На сегодня отмечено превышение нормативного числа личинок саранчи на 22,5 тысячи гектаров. В основном на Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Волгоградской и Астрахан ской областях, Калмыкии, Адыгее, Краснодарском крае и Чечне.
РГ: О каких опасностях стоит предупредить отпускников?
Болов: Прежде всего надо быть внимательнее в лесу. В этом году активность клещей по отдельным регионам в десять раз выше, чем в прошлом. Особую тревогу вызывают Сибирский регион, Башкирия.
К сожалению, по-прежнему продолжают гибнуть люди и на водоемах. Причем в основном в неорганизованных местах купания. Каждый должен знать правила поведения в местах отдыха повышенного риска и напоминать о них детям.