В боях за Ростов сложили головы тысячи народных ополченцев. В память об их подвиге в ростовской школе №33 создан музей.
Герои из народа
Из 3000 защитников Ростова в этом воинском формировании к октябрю 1942 года осталось всего 140 человек. Большинство ополченцев погибли, в том числе и форсируя Дон. Народный полк вынужденно расформировали в предгорьях Северного Кавказа. По количеству бойцов он превратился в роту… Сегодня в Ростове живут шестеро героев-ополченцев. Правда, три женщины прикованы к постели, а трое фронтовиков еще на ногах.
Один из них - Всеволод Ананьев. Летом 1941 года ему едва исполнилось 18 лет, он записался в только что сформированный полк народного ополчения. Рядовой Ананьев воевал телефонистом взвода связи. По счастливому совпадению до наших дней дожил и ростовчанин Григорий Френкель, воевавший в том же подразделении.
- Правда, слышал, что в Волгограде живет еще один наш ополченец, а другой - в Подмосковье. В июле 1942 года мы уходили из Ростова, 2000 человек переплавлялись через Дон, а в станице Кагальницкой собралось всего 800 ополченцев. Остальные утонули под массированным вражеским обстрелом. Как и наши соседи по форсированию реки - бойцы полка НКВД. Мне тогда повезло, - рассказал прошедший всю войну бывший связист корреспонденту "РГ".
По его словам, на ростовском Братском кладбище покоятся тела 130 ополченцев, погибших в ноябре 1941-го в боях за город. 37 однополчан Ананьева были той осенью удостоены наград и медалей. А недавно на кладбище в поселке Александровка обнаружен памятник ополченцам. Он стоит в разрушенном состоянии, надписей почти не видно. Всеволод Ананьев вместе с Еленой Арефьевой (дочерью ополченца, именем которого в Ростове названа улица) пытается выяснить имена захороненных бойцов.
Кстати, 15 улиц и одна площадь Ростова названы именами героев полка народного ополчения: Варфоломеева, Катаева, Текучева, Юфимцева, Малюгиной, Штахановского… К сожалению, сегодняшняя молодежь в большинстве своем эти фамилии знает только по названиям автобусных остановок…
С 1954 года Всеволод Петрович работает в Ростовском государственном строительном университете. Он стал профессором, доктором геолого-минералогических наук, удостоен звания "Заслуженный деятель науки РСФСР". Более 20 лет он был ректором родного вуза, в котором трудится и по сей день.
Красные следопыты
Ростовский предприниматель Юрий Бермант в 60-х годах прошлого века возглавлял городской штаб красных следопытов. Главная заслуга этого штаба - создание первого в Ростове музея полка народного ополчения.
- Мы, ученики школы №49, его организовывали в 1964-1966 годах в областном музее краеведения. Кроме того, мы искали захоронения погибших ополченцев, потом разыскивали их родственников. Нашу работу ценило руководство, к примеру, бывший командующий СКВО генерал армии Исса Плиев тепло нас благодарил. Мы, 12-летние пацаны, даже добились предоставления квартир полным кавалерам орденов Славы. Это тогда было невероятно, но факт. В 1965 году, к 20-летию Победы, около 15 фронтовиков-орденоносцев получили жилье. Представьте, ветераны пришли к нашим родителям, чтобы отпросить юных следопытов на новоселье, - рассказал "РГ" Юрий Бермант.
Известный писатель Сергей Смирнов, автор книги "Брестская крепость", рассказывал о ростовских следопытах с экрана центрального телевидения. Местные власти даже наградили Юрия и его ровесников путевками в пионерлагерь "Артек".
Сегодня единственный в Ростове музей народного ополчения есть в физико-математическом лицее № 33, существует он более 30 лет. Преподаватель лицея Анна Гарбузова поддерживает тесную связь с оставшимися в живых ополченцами и их детьми. Есть еще, правда, несколько стендов, посвященных ополченцам, в Ростовском государственном строительном университете и в Ростовском государственном университете путей сообщения.
Орден Невского от Жукова
Полковник в отставке Василий Михайлович Дрыгин вместе с мэром Ростова-на-Дону участвовал в Кремле в церемонии присвоения городу почетного статуса Города воинской славы. Военный летчик Дрыгин сражался на истребителе И-16 в 298-м авиационном полку, принимал участие в боях за Ростов на Миус-фронте, был тяжело ранен. Всего ростовский воздушный ас лично уничтожил 27 вражеских стервятников плюс в паре 14 фашистских самолетов.
3 мая 1943 года 22-летний старший лейтенант Дрыгин совершил подвиг на глазах представителей Ставки Верховного главнокомандующего во главе с прославленным полководцем Жуковым. В том воздушном бою он вместе с ведомым не допустил вражеские бомбардировщики к нашим передовым позициям и сам сбил два "Юнкерса". Отважного летчика фашисты тогда сбили, он катапультировался рядом с КП. Маршал Жуков распорядился присвоить летчику досрочно воинское звание капитана и наградил орденом Александра Невского.
- Ростов-на-Дону достоин звания города воинской славы, - считает Герой Советского Союза Василий Дрыгин. - На донской земле шли ожесточенные бои, лилась кровь. На Миус-фронте я был тяжело ранен. Но наши войска освободили захваченные оккупантами земли, открыли дорогу на Донбасс и дальше погнали врага.
Прямая речь
Борис Старосельский, председатель Ростовского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.
- Я присутствовал на вручении экс-президентом России Владимиром Путиным мэру нашего города Михаилу Чернышеву Почетной грамоты Города воинской славы. Кстати, из всех награжденных городов бывший глава государства посвятил Ростову больше всего времени. Владимир Путин говорил о 6,5 месяца героической обороны в районе реки Миус, которая держала на надежном замке ворота Северного Кавказа. Вообще, по моему глубокому убеждению, Ростов-на-Дону заслужил как минимум почетного звания Города воинской славы. Мало того, наш город достоин и в свое время мог и должен был получить звание города-героя, о чем и поднимали вопрос наши фронтовики сразу после войны, и только из-за политической линии некоторых руководителей государства этого не произошло.