Трехлетние малыши Дима и Андрей обрели приемных родителей сравнительно недавно. Но уже почувствовали себя полноправными членами семьи супругов Димовых из села Синегорье Кавалеровского района.
Раньше ребятишки жили в Артемовском доме ребенка. Диму родная мать оставила в роддоме, а мать Андрея лишили родительских прав.
Бэби-бум?..
Галина Димова - домохозяйка, ее муж Андрей работает крановщиком, обоим по 42 года. После того как 17-летняя дочь Ксения в прошлом году поступила учиться и уехала во Владивосток, дом как-то сразу опустел. И супруги, давно мечтавшие о сыне, наконец решили: возьмем мальчишку из детдома. Андрей еще в молодости, однажды побывав в детском доме, пообещал себе, что когда-нибудь возьмет на воспитание сироту. Сначала супруги думали усыновить одного мальчика, но затем решили, что одному малышу в доме будет скучно. Андрей к тому же хотел бы в будущем приобщить сыновей к спорту, а заниматься веселее целой "командой".
Галина и Андрей собирались оформить в приемную семью малышей до года, но таких маленьких ни в Горнореченском детдоме (ближайший к Синегорью), ни в других детских учреждениях не оказалось.
По картотеке краевого департамента образования на тот момент в крае всего было четверо детишек до трех лет, которых можно было взять в приемную семью. Как только в Приморье сделали достойной зарплату приемным родителям, детей стали разбирать, особенно от годика до трех. И супруги поехали в рекомендованный им Артемовский дом ребенка.
Там сразу предложили посмотреть на Диму и Андрея. И Димовы, недолго думая, сказали: "Забираем!" Дима, всегда сторонившийся чужих людей, когда новоиспеченный папа поднял его на руки, заплакал. Но потом, прижавшись к Андрею, к удивлению нянечек и персонала, затих и улыбнулся…
- Сына я в свое время родить не решилась, - рассказывает Галина. - Когда мы девять лет назад приехали из Забайкалья в Синегорье, на мою малую родину, время было смутное, куда уж тут детей рожать. А сейчас у мужа зарплата хорошая, да и государство повернулось лицом к семье, в крае стали материально поддерживать приемные и патронатные семьи.
Мы с мужем привязались к нашим ребятишкам, любим и жизни без них уже не представляем, но, не будем лукавить, без материальной помощи со стороны государства вряд ли взяли бы на воспитание одновременно двух ребят… На что бы мы их растили, учили, одевали?
Мужские игры
Дима и Андрей уже вполне освоились в новом доме. Игрушек им купили много, чтобы не ссорились. Но когда Андрей начинает разбирать свои инструменты, чтобы заняться работой по дому, ребята сразу же забывают об игрушках. Папа приходит с работы - и начинаются "мужские игры" втроем: папа, Дима и Андрей. Поначалу ребятишки боялись животных - дворовую собаку Монгола и кота Тему, ведь в доме ребенка детям животных видеть не приходилось. Сейчас к четвероногим привыкли и даже ревнуют маму к коту: если Галя берет Тему на руки, Андрей, проходя мимо, старается отпихнуть кота.
- Когда мы их только привезли, Дима и Андрей, привыкшие к строгому распорядку в доме ребенка, удивили своей организованностью и послушанием. Скажешь: "Пора кушать!" - послушно бежали за стол, "Спать!" - шли в постель, "Нужно убрать за собой игрушки!" - сразу убирали, - рассказывает Галина. - Но как только через неделю они поняли, что теперь у них есть свой дом, где их любят, где все для них, вдруг замечаю - мальчишки перестали слушаться. Пришлось даже наказывать… Но сейчас процесс адаптации позади. И мы, как по-настоящему близкие люди, стали понимать друг друга с полуслова.
Ни для кого не секрет, что у оставленных детей бывает не самая хорошая наследственность. Какой образ жизни вела родная мать, если ее в конце концов лишили родительских прав, - догадаться нетрудно. Были сомнения на сей счет и у Гали с Андреем, хотя даже это их не испугало: главное ведь - хороших людей вырастить, а не вундеркиндов. Маленький Андрей, который немного старше Димы, тем не менее отстает от своего нового брата в развитии, знает меньше слов. Да и Дима, когда только приехал к Димовым, почти не разговаривал. Связной речью он пока не владеет, знает отдельные слова. Но мама Галя не отчаивается: заговорят, дайте срок...
Диму в семье умником считают: он любит учиться, знает все буквы. А Андрей - "механик", он предпочитает работать руками. Ругать его за равнодушие к учебе бесполезно: замыкается в себе. Супруги не расстраиваются, рассуждая: какие способности проявятся в малышах, те они и станут развивать.
Когда я пришла в гости к Димовым, Галина как раз отлучилась в магазин, с детьми сидела бабушка Лидия Ивановна. Она вырастила троих детей, у нее шесть внуков. Сейчас вот еще двумя внучатами больше стало.
- Боялась, что не справлюсь с двумя парнишками, - призналась Лидия Ивановна, - у меня гипертония, волноваться нельзя. Но они оказались спокойными, не капризными, проблем с ними нет особых. Все понимают. Любят играть, а Андрюша все время за мамой бегает, на руки просится, боится ее потерять…
И в самом деле, когда пришла Галя, Андрюша первым залез к ней на колени и радостно залопотал что-то непонятное. Смысл, впрочем, был очевиден: "Ура, мама пришла!"
- По количеству приемных семей в Приморье лидируют Уссурийск и Дальнегорск (24 и 21 семья соответственно), среди районов - Черниговский (24), Яковлевский (23), Дальнереченский (20).
- В этом году число детей в детдомах снизилось на 12 процентов. В связи с этим начался процесс ликвидации детдомов в Рощино, Усть-Соболевке, одного из двух детдомов в ЗАТО Большой Камень.
- Для многих жителей края хорошим стимулом стали меры поддержки приемных, опекунских, патронатных семей. Выплаты таким семьям одни из самых высоких по стране. На содержание ребенка в приемной и опекунской семье платят по 4000 рублей. Зарплата приемных родителей, в зависимости от количества приемных детей, состояния их здоровья и возраста составляет от 6200 до 12 000 рублей. К примеру, зарплата приемного родителя на севере Приморского края, в Кавалеровском районе вместе с районным и северным коэффициентами составляет около 7000 рублей (если ребенку больше трех лет) и 9100 рублей (если ребенку до трех лет). Сегодня в районе 12 приемных семей, где воспитываются 20 детей.
- По информации специалистов краевого департамента образования и науки, в крае созданы банки данных кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители и патронатные воспитатели. Всего зарегистрировано 373 кандидата (в том числе в усыновители - 35 человек, в приемные родители - 156 человек, в опекуны - 182 человека).