Уральские производители молока и молочных продуктов готовы работать по новому Закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", принятому Федеральным собранием и на днях подписанному президентом России.
Этот документ заменит сразу несколько десятков стандартов, в соответствии с которыми до сих пор работали производители молока и продуктов из него. В техрегламенте вводится классификация изделий, которая содержит 102 термина, принципиально важных для технологов, товароведов. Документ, по замыслу его разработчиков, должен защищать интересы потребителей и помогать им в выборе нужного продукта с необходимыми свойствами. Терминологический "частокол" выстроен таким образом, чтобы провести границу между цельным молоком и напитком, восстановленным из порошка.
Сегодня потребители лишены информации о том, что именно они покупают под видом молока. Большинство производителей скрывают использование порошка, зная о негативном отношении к нему населения.
- Производители объясняют необходимость использования порошка разницей в удоях в зависимости от сезона, - рассказывает директор некоммерческого партнерства товароведов-менеджеров Нина Барсукова. - Летом коровы питаются свежей травой, зимой-весной - комбикормами. Понятно, что и качество молока в связи с этим разное, и содержание в нем витаминов, микроэлементов. Кроме того, в восточных и северных регионах животноводство по понятным причинам развито плохо, а везти туда цельное молоко очень дорого. Но, если без использования порошка никак нельзя обойтись, производитель все равно должен информировать об этом покупателя соответствующей маркировкой на упаковке.
Понятно и то, почему "порошковое лобби" противодействовало принятию техрегламента (работа над документом продолжалась почти два года): маркетинговые исследования показывают, что 80 процентов населения не желают потреблять напиток. В ход идет железобетонный аргумент - повысится стоимость натурального продукта. Сегодня эксперты затрудняются дать однозначный прогноз, как изменятся цены, но уже ясно, что объемы продаж молочных напитков, как минимум, в первое время упадут.
- Свердловская область обеспечивает себя молоком, изделиями из него на 95 процентов. Прогнозируемые колебания цен коснутся нас в меньшей степени, - считает начальник отдела перерабатывающей промышленности регионального минсельхоза Михаил Смоляков. - Наши комбинаты не используют порошок в производстве, а вот поставщикам из соседних областей, которые "подсели" на порошок, придется потесниться на полках магазинов. Если техрегламент будет утвержден в нынешнем виде, среднеуральские производители только выиграют. Предприятия будут работать в прежнем режиме и придерживаться выбранной ранее ценовой политики.
Знакомясь с ассортиментом магазинов Екатеринбурга, с трудом верится, что молочная река региона закрывает практически все потребности жителей Среднего Урала. На витринах представлена продукция из самых разных регионов, не только расположенных по соседству. Пакеты пестрят названиями ведущих мировых фирм.
Представитель предприятия по оптовой поставке сухого молока сообщил в разговоре с корреспондентом "РГ", что свердловские комбинаты отправляют часть своей продукции за пределы области. Порошок по-прежнему востребован, поставки не уменьшаются.