Ряду дагестанских вузов грозит потеря лицензий на следующий учебный год.
Наиболее распространенные нарушения - отсутствие у учебных заведений своих помещений, слабая учебная и материальная база, нехватка преподавателей соответствующей квалификации и недопустимые "вольности" в бухгалтерской отчетности.
- В дербентском филиале одного из институтов вместо 2200 человек на бюджетной основе учились почти три тысячи, в махачкалинском вместо 5500 - шесть тысяч с небольшим. В избербашском вузе юристов готовили по просроченной с 2000 года лицензии, - констатировал старший помощник прокурора республики Гамлет Джамалдинов. - В академии адвокатуры обеспеченность учебными помещениями на одного студента составляет 4,7 квадратного метра при нормативе 12 метров, а в Дербенте в помещении в 54 квадратных метра теснились сразу два филиала различных институтов. Были нарушения и в финансовой деятельности - кое-где студенты перед сессией сдавали "добровольные" пожертвования.
Но действительно серьезной проблемой, способной поставить вопрос об отзыве лицензии, для многих институтов, университетов и академий является нехватка в штате высококвалифицированных кадров. Вместо требуемых по лицензионным условиям 60 процентов преподавателей с учеными степенями в действительности во многих вузах с трудом набирают по 40-45 процентов.
- Заявляют одного и того же преподавателя как "штатника" сразу в нескольких вузах. Дают ему четверть или половину ставки и считают, что у них в штате полноценный кандидат наук или доктор, хотя для этого нужно, чтобы он "отчитывал" хотя бы 400-500 часов, - рассказывает зампредседателя комиссии по проверке деятельности вузов и филиалов на территории республики Алекбер Аллахвердиев. - В итоге происходит девальвация высшего образования: из таких институтов выпускники приходят на работу, не имея элементарных знаний. По нашим данным, в республике 76 вузов вместе с филиалами и еще около 90 представительств! Многовато. Если в министерстве образования РФ начнут отзывать лицензии - мы за. Единственное, нужно решить: что делать со студентами, которые уже начали учиться в ликвидированном вузе?
Но пока ни один из проштрафившихся институтов еще не получил от минобразования "черную метку" и вправе спокойно планировать проведение очередной приемной кампании. В Дагестане, как и во многих национальных республиках Кавказа, к университетскому диплому отношение особое, и лишать сотни молодых людей возможности получить образование нельзя.
- По числу образовательных учреждений в России республика занимает пятое место, но ведь у нас и процент молодежи выше, чем в большинстве регионов страны. Знаем, что в высшем и в высшем профессиональном образовании у нас не все идеально, но ведь молодежи все равно надо где-то учиться, - убеждена заместитель министра образования и науки республики Натэла Мусалаева. - Простым сокращением численности вузов мы проблему качества образования не решим.
Преподаватели стараются избегать оценок качества работы своих учебных заведений, но почти единогласно признают, что для студентов получаемое образование зачастую носит прикладной характер.
- В некоторые вузы молодые люди поступают из-за их престижности. Не для того, чтобы получить знания, а чтобы соответствовать каким-то требованиям статуса в своей среде, - рассказывает преподаватель одного из вузов Махачкалы. - Родители, отправляя сына или дочь на учебу, интересуются не тем, чему там можно реально научиться и какой профессией овладеть, а тем, в чьей компании он там окажется и насколько эти связи могут пригодиться ему в жизни.
В результате вузовский диплом - каким бы ни было качество полученного образования - все чаще становится простым доказательством статуса его обладателя и все реже - путевкой в жизнь и гарантией профессионального роста.
Лила Баламирзоева, начальник отдела министерства труда и социального развития Республики Дагестан:
- В республике большой спрос на работников высокой квалификации либо на совсем неквалифицированную рабочую силу. Вакансий юристов, врачей, учителей, то есть тех, кого вузы выпускают в больших количествах, у нас практически нет.
Думаю, учебные заведения могли бы согласовывать с нами контрольные цифры, но к нам они не обращаются, судьбой своих выпускников практически не интересуются и не отслеживают их трудоустройство.