23.06.2008 05:30
В мире

Для ратификации Лиссабонского договора Евросоюзу придется справиться с приступом боязни "польского плотника Петра"

С приступом боязни "польского плотника Петра" Евросоюз обещает справиться к октябрю этого года
Текст:  Надежда Сорокина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4689)
Читать на сайте RG.RU

Лидеры 27 стран ЕС договорились отложить окончательное решение о судьбе Лиссабонского соглашения до осеннего саммита ЕС, который пройдет в октябре 2008 года.

К 15 октября Дублин должен представить Совету ЕС свои соображения о возможных путях преодоления ирландского "нет" на референдуме 12 июня по Лиссабонскому договору и о перспективах его дальнейшей ратификации. Об этом сообщил премьер-министр председательствующей в ЕС Словении Янез Янша на итоговой пресс-конференции саммита Евросоюза, который прошел в Брюсселе 19-20 июня. "Подавляющая часть стран ЕС уже ратифицировала договор. Мы призываем остальные страны продолжать ратификацию соглашения, несмотря на позицию Ирландии", - подчеркнул Янша. Несмотря на возникшие на пути ратификации соглашения препятствия, Совет ЕС продолжает надеяться, что договор сможет вступить в силу 1 января 2009 года.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию в Евросоюзе "РГ" попросила председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова:

- Это действительно кризис: ведь Лиссабонское соглашение должно было придать Евросоюзу недостающую политическую субъектность. А преуспевшая в сообществе Ирландия создала препятствие на этом пути.

Однако это не новый кризис. Евросоюз остался таким, каким он стал после расширения, со всеми противоречиями и экономическими трудностями. На самом деле кризис начался тогда, когда в Евросоюз стали вливаться страны "третьего мира Европы". Ведь Лиссабонский договор - это облегченная версия ранее провалившейся на референдумах во Франции и Нидерландах конституции. А среди причин ее провала называли, помимо прочего, боязнь французов и голландцев польского "плотника Петра", который может отнять у них рабочие места. Во всяком случае, президент Франции Николя Саркози в Брюсселе прямо заявил, что Евросоюзу не следует больше расширяться, поскольку и в нынешнем составе в организации согласия нет. Действительно, расширение не дает разменявшему шестой десяток лет Евросоюзу стать серьезным субъектом мировой политики. Результаты референдумов во Франции и Нидерландах, а теперь и в Ирландии подтверждают это.

Сегодня у Евросоюза слишком широкие плечи, чтобы Брюссель мог руководить сообществом на консенсусе. Требуется, если угодно, "властная вертикаль". Разумеется, демократическая, но, так или иначе, суверенитеты урезающая.

Лиссабонский договор вводит верховенство законов Евросоюза над национальными, а также посты президента и министра иностранных дел. Он ограничивает поле проблем, решения по которым принимаются единогласием. Это на самом деле меняет суть "сетевой" организации Евросоюза. До сих пор его притягательная сила состояла и в том, что Брюссель по любому вопросу обязан согласовать мнения всех без исключения членов. И каждый участник, вне зависимости от своего "веса", обладал правом "либерум вето". То есть каждый в одиночку мог запретить проведение в жизнь какого-либо решения. Так недавно поступали Польша и Литва. Они блокировали переговоры по новому соглашению Евросоюза и России о партнерстве и сотрудничестве.

Кто мог предвидеть, что Европейское сообщество станет сегодня собранием несговорчивых участников. Поэтому Лиссабонский договор оставляет единогласие только для решений по внешней, внутренней, налоговой и социальной политике. А в остальных случаях вводит принцип "двойного большинства". Принимается то, за что голосуют 55 процентов стран, население которых составляет минимум 65 процентов от общего в Евросоюзе.

На посторонний взгляд, Лиссабонский договор не столь уж и ущемляет права участников Евросоюза. Но не всем нравится и эта толика централизации. Эксперты полагают, что, пройди референдум во всех странах-участниках, Ирландия не оказалась бы в меньшинстве: в Евросоюзе немалое количество "евроскептиков". И дело тут не в разрыве устремлений элит к интеграции, а населения - к децентрализации. Президент Чехии Вацлав Клаус назвал результаты ирландского референдума "победой демократии и разума над европейской бюрократией". А депутаты европейских парламентов часто начинают свои выступления с фразы о низкой дееспособности этой бюрократии.

Саммит в Брюсселе решил отложить решение по Лиссабонскому договору до следующего саммита, в октябре. Национальные парламенты его ратифицируют пока успешно. И Ирландия может оказаться единственной страной, не согласной с этим договором. Там может пройти повторный референдум. В таких случаях граждане на заданный вопрос обычно отвечают согласием. Правда, что будут делать с Чехией, сказать трудно. Она выступила против продолжения ратификации договора в парламентах стран-членов.

Ирландия