24.06.2008 03:00
Экономика

ФАС собирается разобраться с ростом цен на топливо

ФАС разберется с ростом цен на топливо
Текст:  Татьяна Афанасьева
Российская Бизнес-газета - : №0 (659)
Читать на сайте RG.RU

Федеральная антимонопольная служба, дабы стабилизировать внутренний рынок нефтепродуктов, намерена установить более частый график пересмотра экспортных пошлин. Однако эксперты уверены, что это ноу-хау только подстегнет рост цен.

За январь-май цены на бензин выросли на 11,3 процента, в то время как за прошлый год их рост составил 8,5 процента. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года бензин в мае в России был дороже на 20,5 процента, что превышает годовую инфляцию.

В первую неделю июня, сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат), потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России выросли на 1,5 процента. Дизельное топливо подорожало на 3 процента. Стоимость литра бензина в среднем по России в первую декаду месяца составила 22,09 рубля за литр.

При этом объем первичной переработки нефти по сравнению с концом мая вырос на 2 процента и составил 4,630 миллиона тонн, производство автомобильного бензина, напротив, сократилось на 1,8 процента - до 704 тысяч тонн. Выпуск дизельного топлива увеличился на 0,3 процента - до 1,303 миллиона тонн. Повышение цен в начале июня было зарегистрировано в 65 субъектах РФ.

Наиболее существенно было отмечено в Барнауле - на 7,5 процента. В 18 регионах цены остались без изменений. В Москве и Санкт-Петербурге они увеличились на 1,2 и 1,3 процента соответственно. Но на этом цены на бензин не остановятся.

Первопроходцем очередного резкого скачка цен стал Иркутск. На прошлой неделе часть заправок города подняла розничные цены на основные марки бензина в среднем на 3,5-3,8 рубля за литр по сравнению с предыдущей неделей. Таким образом, литр АИ-92 в городе стал стоить 31,8-32 рубля за литр. Стоимость АИ-95 за неделю подросла с 29,8 до 33,5 рубля за литр.

Владельцы АЗС, передает агентство РИА "Новости", признаются, что розничные цены на топливо повысились из-за резкого скачка оптовых цен. Более того, из-за роста цен в Иркутске некоторые частные АЗС перестали отпускать бензин за наличный расчет. Заправиться на таких станциях мог лишь транспорт, принадлежащий коммерческим структурам, имеющим договора с заправками.

Не отстает и Подмосковье, где за одну неделю цены на бензин выросли более чем на один рубль за литр.

Что касается керосина, то в России его стоимость оказалась значительно дороже, чем в Европе. Причем в мире керосин в мае в среднем даже подешевел на 8 процентов. В итоге цена на керосин в Лондоне оказалась ниже на 6,2 процента, чем в Москве, в аэропорту Дубай - на 8,1 процента. Эксперты объясняют это тем, что на Западе существуют механизмы биржевого регулирования цен. На свободном рынке цена является предметом торга между продавцом и покупателем, в то время как в России она диктуется производителем.

В этой связи ФАС и предложила стабилизировать внутренний рынок топлива за счет более частого пересмотра экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Менять их можно, считают в ФАС, не раз в два месяца, а чуть ли не каждую неделю. Казна от этого окажется в плюсе, так как из лага в два месяца, по подсчетам ФАС, экспортеры фактически недоплачивают в бюджет.

Ставка пошлины отстает от текущих цен на 15-20 процентов. Сделав это, считают в ФАС, пополнится не только казна, но и стабилизируется внутренний рынок, так как скользящие пошлины помогут предотвратить манипуляцию с оптовыми ценами на нефтепродукты.

Эксперты, в свою очередь, утверждают, что экспортные пошлины если и влияют на баланс спроса и предложения, то лишь косвенно. Куда более значимыми факторами являются мировые цены и роста цен на дизельное топливо в Европе. Тенденция роста внутренних цен помимо этого связана еще и с тем, что нефтяные компании стремятся обеспечить равную доходность при поставках на внутренний рынок или на экспорт.

Нефть и газ Товары и цены ФАС