24.06.2008 03:10
Власть

Леонид Радзиховский: Евроинтергация будет продолжена - альтернативного проекта у Европы нет

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4690)
Читать на сайте RG.RU

Все смешалось в общеевропейском доме.

После того как Ирландия - единственная страна Европы, где проводили референдум по ратификации Лиссабонского договора, его провалила, "единая Европа" загудела растревоженным ульем.

Одни говорят, что "Ирландия должна сделать одолжение Европе и выйти из ЕС. ...Ирландцы сами создали себе проблему. Но они не должны становиться проблемой для других". Но в целом европейские элиты "отдавать Ирландию" не намерены. В 2001 те же ирландцы отвергли ныне действующее базовое соглашение ЕС - договор Ниццы. Через год, на повторном референдуме они изменили свою позицию. Так пусть переголосуют еще разок!

В общем, как известно, саммит в Брюсселе решил отложить решение вопроса о Лиссабонском соглашении до нового саммита в октябре. При этом Меркель заявляет, что: а) "новый период рефлексии Европа позволить себе не может" и б) "Европа не может себе позволить торговаться" (с Ирландией).

Думаю, что это не просто хорошая мина при плохой игре.

Евроинтергация будет продолжена - просто потому, что у нынешних европейских элит никакого альтернативного проекта нет.

А в "ирландском проколе" ничего странного или драматичного действительно нет ("не катастрофа и не землетрясение" - министр иностранных дел Франции): где же и когда новое шло без сучка, без задоринки?! В старые добрые времена новые идеи вызывали религиозные войны или, скажем, "картофельные бунты", когда прапрапрадеды нынешних европейцев отказывались есть этот вредный и опасный овощ. А потом все привыкли, все пообмялось... Банальная диалектика прогресса: что вчера было "потрясением основ", то завтра становится "основами".

Особая позиция у Чехии, одной из тех 7 стран - членов ЕС, которые не ратифицировали Лиссабонский договор. Министр иностранных дел заявляет: "Важно, чтобы все институты ЕС избежали искушения оказывать давление на членов ЕС". А президент Чехии Вацлав Клаус и вовсе назвал итоги ирландского референдума "победой демократии и разума над европейской бюрократией".

Но сводить всю проблему дальнейшей евроинтеграции к корпоративным интересам бюрократов - это примерно как сводить научный прогресс к корпоративным интересам ученых.

Евроинтеграция - "штука посильнее "Фауста" Гете". Не европейские бюрократы ее толкают, а величайшая сила Истории - Дух Времени. (Правда, в том самом "Фаусте" по этому поводу тоже есть уничижительное определение: "А то, что духом времени зовут,

Есть дух профессоров и их понятий").

Здесь надо разделить несколько проблем.

Есть "глобальная глобализация", соединяющая (и сталкивающая) культуры, цивилизации, страны по всему миру, - Всемирная сеть, глобальные финансовые рынки, мгновенное распространение новостей "по шарику". Это главная особенность, главное достижение (для кого-то - главная беда) последних примерно 20 лет, особенно после падения СССР и начала "китайской лихорадки" в мировой экономике. Пути этой глобализации туманны, и серьезный экономический кризис может превратить контакты стран в столкновения.

А есть европейская интеграция - совсем другой процесс, куда более органический. Если угодно, путь евроинтеграции можно отсчитывать... от падения Римской империи: подспудное стремление Европы вернуться к истокам, к своей матери, "восстановить Империю" совсем на новых основаниях. Эдакий "эдипов комплекс европейской цивилизации". Можно сказать, что со времен Рима соотношение центробежных и центростремительных сил было центральным фактором всей европейской истории (в отличие, кстати, от истории других континентов и цивилизаций).

Во всяком случае в эту логику вписывается создание в IX веке империи Карла Великого или деятельность Карла V Габсбурга. Ну и, естественно, деятельность Наполеона.

"Первая глобализация" конца XIX - начала ХХ века, когда возникли общеевропейские финансовые, информационные и человеческие потоки, закончилась в 1914 году. Вильгельм пытался пойти по стопам Карла и Наполеона - с заранее очевидным результатом. Но тогда же, в годы войны, наряду с ощущением "заката Европы" (и как ответ на это ощущение) родился план Соединенных Штатов Европы.

Последняя по времени гитлеровская попытка создания Европейской империи, "крепости Европы" (а точнее, "лагеря Европы") вызвала такой ужас и отвращение, что стала - надо надеяться - действительно самой последней. Утопия/антиутопия Европейской империи дошла до своего античеловеческого финала.

А вот идея Соединенной Европы получила мощнейший импульс - во-первых, как противовес, противоядие от новых европейских войн, от новых попыток построения Европейской империи, во-вторых, как последний шанс для Европы сохраниться в качестве сильного игрока на мировой политико-экономической сцене. 60 лет евроинтеграция составляет, как ни крути, основное идеологическое содержание европейской истории. И если мечта о "всемирном правительстве", высказанная Эйнштейном, Расселом и другими, ничуть не приблизилась за эти 60 лет, а ООН, как все признают, лежит в руинах, то вот евроинтеграция - абсолютно живой, надо надеяться, уже необратимый процесс. Сейчас в ЕС входят 27 стран!

"Европейцы всех стран, соединяйтесь!" Иначе не выжить - рядом со "сказочно развивающимися" странами.

Сила притяжения растет еще и потому, что за прошедшие 60 лет Европа, населенная "исторической общностью - европейскими людьми" сблизилась больше, чем, наверное, за предыдущие 600.

Европейские страны - страны парламентской демократии (иногда с декоративными монархами). Там близкий к нулю темп роста населения, средний возраст - около 40, продолжительность жизни - в районе 80 лет, а ВВП на душу населения - порядка 30 тысяч долл в год, и рост ВВП - примерно 2-3% в год. Там сходные и очень высокие экологические стандарты, отменена смертная казнь, а критерием прогресса считается не экономика, а качество жизни - ее продолжительность, безопасность, комфорт, гарантии прав меньшинств. Все это - показатели, соединяющие Европу в одно пространство (я уж не говорю о полной свободе перемещения в этом пространстве - редкий европеец не побывал практически во всех странах Европы).

Нет, коммунизм они не построили. Но "европеизм" - тоже неплохо. И вполне реально.

Вместе с тем никто в Европе - ни народы, ни элиты - и не подумает отказываться от своей "суверенной демократии". И принудить никого нельзя - тем и отличается интеграция от имперского поглощения. А что народы держатся за свой суверенитет, немудрено: тут не только консервативный инстинкт (не самая глупая вещь, кстати!), но и прямая, очевидная выгода. В единой Европе у разных стран - разные национальные интересы, например, в экономике. Хоть противоречия не "антагонистические", но они есть. Собственно их распутывание и составляет главное СОДЕРЖАНИЕ европолитики.

А главная ЦЕЛЬ этой политики - дальнейшее сближение с конкурентом!

Странно? Как сказать... Не зря же диалектику тоже придумали в Европе!

Позиция Европейский союз