24.06.2008 04:07
Экономика

У воронежских самолетостроителей - грандиозные планы

Региональную экономику поставили на инновационные рельсы
Текст:  Алла Быстрова (Воронеж )
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (4690)
Читать на сайте RG.RU

Из 400 инновационных проектов, включенных в региональный реестр, на сегодняшний день реализуется уже четверть.

Фундамент для разработок

Сегодня никому не нужно доказывать, что инновационный прорыв - единственный путь создания высокоэффективной и конкурентоспособной экономики. В Воронежской области, где нет значительных запасов минерально-сырьевых ресурсов, но имеется огромный научный и промышленный потенциал, эту аксиому давно взяли на вооружение: регион одним из первых в России начал формировать свою инновационную систему.

Пять лет назад был принят региональный Закон "Об инновационной политике" (сегодня аналогичные документы есть в 35-ти субъектах РФ, а федеральный находится в стадии разработки). Впоследствии воронежская нормативная база пополнилась законами "О технопарках" и "О ставках налога на прибыль резидентов технопарков", "О государственной поддержке лизинга авиационной техники". В 2005-м году Дума утвердила целевую программу "Развитие инноваций в промышленности Воронежской области", где были определены отраслевые приоритеты инновационного развития: самолетостроение, нанотехнологии, производство нефте- газодобывающего оборудования, а также информационные технологии. По словам разработчиков, программа с общим бюджетом 1,13 миллиарда рублей позволила скоординировать и взаимоувязать действия всех заинтересованных субъектов инновационной деятельности, власти и общества.
Таким образом, был подготовлен законодательно-нормативный фундамент для строительства региональной инновационной системы. Как результат - динамичное развитие инфраструктуры, которая сегодня представлена бизнес-инкубаторами, технопарками, центрами трансфера технологий и офисами коммерциализации проектов при вузах.

В воронежских технопарках, главная задача которых - создание благоприятных условий для развития высокотехнологичных производств, располагаются более 50 малых инновационных предприятий. Сфера деятельности - электротехника, микроэлектроника, полупроводниковое машиностроение.

У каждого технопарка своя специализация. К примеру, "Калининский", где реализуется 20 инновационных проектов с бюджетом более ста миллионов рублей, ориентирован на машиностроение и электротехнику. Предприятия парка "Содружество" выпускают радиотехническую продукцию, которая, кстати, нашла рынок сбыта в 59-ти регионах России. Кроме 30 малых предприятий, здесь расположены филиалы двух НИИ, отделения коммерческих банков, центр по проектированию технологического оборудования, центр трансфера технологий, подготовки кадров. В технопарке "Космос-Нефть-Газ" (создан на базе одноименной финансово-промышленной компании) развили многопрофильную деятельность: занимаются разработкой новых видов оборудования для нефтегазовой и химических отраслей, производством диагностической и лечебной медицинской аппаратуры, освоением нано- и биотехнологий. Резиденты технопарка "МИТЭМ" (10 предприятий) специализируются в сфере электротехники и машиностроения: здесь налажено производство интегральных полупроводников спецназначения.

Первым делом - самолеты

В прошлом году в регионе при поддержке федерального бюджета были созданы три бизнес-инкубатора: "Восток", "Калининский" и "Авиационный". Название последнего (он организован по инициативе обладминистрации) говорит само за себя: здесь ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области малой авиации и воплощают их в жизнь. На территории инкубатора располагаются четыре резидента, получающих финансовую поддержку в рамках областной целевой программы "Развитие малой авиации на 2007-2011 годы". Сегодня в регионе, где кроме гиганта - ВАСО - много других авиапроизводств, налажен выпуск летательных аппаратов семейства многоцелевых автожиров, "Сигма-Классик" и других. Портфель заказов сформирован на долгосрочную перспективу.

Планы у воронежских самолетостроителей - грандиозные: в рамках программы по развитию малой авиации планируется разработать и наладить производство конкурентоспособных легких летательных аппаратов. Бюджетный эффект от реализации программы составит около миллиарда рублей.

По мнению руководителя главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области Николая Щипелева, за малой авиацией большое будущее:

- Ежегодное списание самолетов действующего авиапарка и дальнейший рост спроса на воздушные перевозки создает дефицит мощностей - и соответственно расширяет рыночную нишу, которую надо стремиться заполнить отечественной продукцией. Это в полной мере относится и к малой авиации. Анализ российского рынка легких самолетов показывает, что потребность в них каждые пять лет увеличивается примерно на 2000 штук.

Главная задача - развитие инфраструктуры наносистемы за счет кооперации с крупными российскими центрами

По словам специалистов, отрасль получит новый толчок к развитию после принятия федерального закона о малой авиации, который находится на рассмотрении в Совете Федерации.

На развитие предприятий, располагающихся в технопарках и бизнес-инкубаторах, в ближайшие два года предполагается реализовать более 100 инновационных проектов и привлечь инвестиций на сумму около 400 миллионов рублей. В планах обладминистрации - создание выставочного центра инновационной продукции, центра IP-технологий.

Инновационное развитие происходит и вне технопарков и бизнес-инкубаторов - не только на крупных предприятиях, но и в сфере малого бизнеса. На протяжении последних лет региональные власти не раз ставили в упрек предпринимателям структурную "неполноценность" их бизнеса, который больше ориентирован на сферу торговли, тогда как, по мнению обладминистрации, пришла пора "обращаться" в реальный сектор. Сегодня здесь наблюдаются заметные подвижки. В частности, создана "Ассоциация "Воронежинтех", куда вошли более 30 инновационных предприятий.

Благодаря бюджетной поддержке, предусмотренной областной целевой программой, многие малые предприятия встали на инновационные рельсы. К примеру, на ООО "Ирисмаш" создали и запустили в серийное производство линию "КРАБ" (аналогов которой в России пока нет) по комплексной разделке отработавших свой срок свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, которые наносят огромный вред экологии. Заказы на этот уникальный продукт расписаны до 2010 года. На ООО "Совтех" производят (из отходов производства синтетических каучуков) продукт "Поликрош", который используется для изготовления разного рода деталей - технических пластин, автоковров, аккумуляторных чехлов, плит для животноводческих ферм. В конце прошлого года предприятие заключило первый контракт с болгарской фирмой "Скороход", занимающейся поставками химикатов и нефтехимического сырья в страны Европы и Азии: воронежцы уже поставили партнерам более ста тонн "поликроша".

На ООО "Медторг-Плюс" внедрили в серийное производство микромотор для стоматологического оборудования, который по своим качественным характеристикам превосходит лучшие образцы известных зарубежных фирм.

Предприятие "ОЛМИ" реализовало инновационный проект лесотехнической академии, и теперь из древесины изготавливает железнодорожные шпалы и подшипники прочнее стали.

Так нано...

Особое внимание региональные власти уделяют развитию наноиндустрии. "Воронежская область, обладающая серьезным научным потенциалом, - рассказывает вице-губернатор Вячеслав Клейменов, - имеет все шансы серьезно продвинуться в этом направлении. Используя разработки ВГУ (покрытие из наноструктур цинка), создано предприятие по производству антикоррозийного материала. ЗАО "Воронежский инженерно-технический центр" совместно с техническим университетом работают над созданием высокоэффективного нанокомпозитного солнечного элемента. Примеров можно привести еще много. Кстати, в прошлом году было создано сразу три Центра развития нанотехнологий. Корпорация "РИФ", воронежский техуниверситет и академический институт Черноголовки организовали Центр "Фонон", где ведутся разработки по термоэлектричеству. На базе НПО "Космос-Нефть-Газ" появился центр "Промышленные нанотехнологии", специализация которого - наноматериалы и нанопокрытия. При участии технического университета и технопарка "Содружество" создан "Региональный исследовательский центр" с уклоном в наноэлектронику".

Сегодня воронежские предприятия реализуют около 20 проектов в области наноиндустрии. Научно-исследовательских разработок, конечно, значительно больше: только в одном воронежском госуниверситете - порядка 30. Кстати, из пяти инновационных проектов, получивших в прошлом году поддержку из регионального бюджета, два относятся к сфере развития систем и материалов (разработка суперконденсаторов и технология получения модифицированной древесины). В нынешнем году на поддержку "нанопроектов" воронежские власти выделили около 10 миллионов рублей. В будущем - финансовая помощь увеличится: в рамках региональной программы развития инновационной деятельности предусмотрена подпрограмма "Развитие нанотехнологий и наноиндустрии на 2009-2010 годы", консолидированный бюджет которой составляет около полумиллиарда. Главная задача - развитие инфраструктуры региональной наносистемы, в частности, за счет расширения кооперации с крупными российскими центрами развития нанотехнологий.

P.S.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в обладминистрации, решается вопрос о размещении на территории региона нескольких предприятий, работающих на заемных нанотехнологиях. Региональные власти заверяют, что готовы предоставить инвесторам преференции, а также ресурсную и организационную поддержку.

Авиатранспорт Наука Воронеж Центральная Россия