24.06.2008 04:38
Власть

Сергей Солодовников: Влиять на нас посредством каких-то понятий или аппаратных договоров невозможно

Если чиновник расходует бюджетные средства как собственные, ему не избежать наказания
Текст:  Евгений Ракуль
Российская газета - Юг России: №0 (4690)
Читать на сайте RG.RU

Иной нечистый на руку чиновник наносит государству больший вред, чем закоренелый "вор в законе". Об этом говорил на "деловом завтраке" в Южном представительстве "РГ" первый заместитель начальника Главного управления МВД по Южному федеральному округу генерал-лейтенант милиции Сергей Солодовников.

Российская газета: Как известно, одно из направлений работы МВД по ЮФО - борьба с организованными преступными группировками. Сколько крупных группировок существует в округе и оказывают ли они, на ваш взгляд, влияние на экономику субъектов?

Сергей Солодовников: На территории округа 103 преступных формирования, которые объединяют 2114 человек. Это и участники, и лидеры, их приближенные и пособники. Ситуацию в округе мы полностью отслеживаем. Девятнадцать формирований находится у нас на особом контроле. Деятельность восьми из них уже удалось пресечь, обезглавив их: лидеры привлечены к уголовной ответственности. Так, в середине июня мы задержали группу, которая промышляла разбойными нападениями на магазины и склады в Краснодарском крае и Ростовской области. Несмотря на то, что, как правило, преступные формирования стараются взять под криминальный контроль наиболее прибыльные сферы экономики округа: торгово-закупочную деятельность, сельхозпереработку, добычу биоресурсов, санаторно-туристические услуги, влияние этих структур на экономику округа несущественно.

РГ: Расскажите, пожалуйста, как продвигается расследование по нашумевшим уголовным делам о коррупции в верхних эшелонах власти Юга России?

Солодовников: Сегодня отдельные представители власти нецелевым расходованием средств, или попросту воровством, взятками, незаконным распределением земель наносят больший вред, чем криминалитет. Работа, которую мы начали в октябре прошлого года в Ставропольском крае, возбуждением конкретных дел против чиновников не заканчивается. Мы должны довести все до конца. Уже вынесен приговор по делу Андрея Уткина, бывшего председателя краевой Думы. В июне направляется в суд уголовное дело заместителя администрации Кисловодска Александра Белоконя, получившего взятку в 520 тысяч долларов за выделение 26 соток земли в центре города-курорта. Продолжается розыск бывшего мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина. Вот-вот будет объявлен в федеральный и международный розыск отстраненный от работы мэр Кисловодска Виталий Бирюков. По нашим данным, он может находиться за рубежом вместе со своим другом Кузьминым. Я уже всем его коллегам и друзьям сообщил: если кто их увидит, передайте им мою просьбу явиться для дачи объяснений. Нашим руководителям какой вопрос ни задашь, реакция одна - носки в сумку и вперед. Что это за власть, которая бежит от народа?

РГ: В Ростовской области дела обстоят лучше?

Солодовников: Да, намного. Все-таки здесь у нас штаб. На Ростове мы потренировались немножко, а потом пошли дальше. Вот, например, подтвердили факт коррупции, в котором был уличен заместитель декана юридического факультета ЮФУ Александр Косарев. Трудно найти человека из властных структур, который бы не платил ему взятки, обучаясь на факультете. Однако тот много лет спокойно работал на своем месте. К нашему удовлетворению, у губернатора Ростовской области есть понимание, что задержание чиновника при получении взятки - это не попытка причинить конкретному человеку зло. Это понимают далеко не все. Например, сейчас направляется в суд дело директора департамента имущественно-земельных отношений администрации Ростова Александра Кочергина, обвиняемого в преднамеренном банкротстве одного из предприятий ЖКХ. Его деяния для нас абсолютно очевидны. Однако этот человек до сих пор работает. Такую позицию мэра я не понимаю.

РГ: Многие, особенно частные предприниматели, считают, что правоохранительные органы чересчур контролируют их деятельность...

Солодовников: Я ни к кому в карман не лезу и не спрашиваю, откуда у тебя эта машина или квартира. Но если какой-то чиновник расходует бюджетные средства как свои собственные или занимается незаконной продажей имущества, мы к нему заходим с ордером. Частные фирмы мы проверяем только в том случае, если знаем о расходовании бюджетных средств через счета этих фирм. Влиять на нас посредством каких-то понятий или аппаратных договоров невозможно. Начинаемое нами дело всегда имеет судебную перспективу. От правильно выполненной работы растет и доверие к нам.

РГ: Тема безопасности на Северном Кавказе не проходит без упоминаний о бандитском подполье. Оно вообще существует?

Солодовников: За прошлый год задержано и привлечено к ответственности 753 участника бандподполья. Этим летом наблюдается некоторое оживление его деятельности. Однако нет ничего похожего на то, что было, скажем, в 2005 году в Дагестане или в прошлом году в Ингушетии. Наметилась положительная динамика. Мы уже не воюем, как это было в 1998 году при нападении боевиков на Дагестан. Но одними силовыми методами ситуацию не разрешить. Это проблема не одного дня, нужен системный подход всех ветвей власти.

РГ: Силен ли авторитет южных "воров в законе", не умерло ли еще это определение?

Солодовников: В округе преступные авторитеты пока еще есть, но идея "воров в законе" себя изживает. В средней полосе России, например, уже не важно, вор ты или не вор. Главное правило - плати деньги. Не умерла идея пока только на юге страны. Есть старые воры, такие как дед Хасан или Армен Каневской, которые исповедуют воровские понятия прошлого. Хотя уже ни одного вора в России не встретишь, который придерживался бы каких-то принципов. Недавно арестовали вора Кащяева, так он вообще ни разу не был в тюрьме. Мы ему так и сказали - если ты вор, то должен сидеть в тюрьме. Поэтому даже в своей среде доминирующего влияния они не имеют. Пройдет время, и воровская плеяда себя изживет - сейчас мы проводим активные мероприятия, чтобы ускорить процесс. Сейчас таких воров буквально можно пересчитать по пальцам.

По последним данным, на оперативном учете ГУ МВД по Южному федеральному округу состоит 12 "воров в законе", пять из которых проживают в Краснодарском крае, ныне крупном финансовом центре, куда пришли большие деньги. В Ростовской области их двое, а в Ставропольском крае - трое. Реально же в округе постоянно проживают 30 воровских авторитетов, большая их часть нередко летом приезжает в Краснодарский край. Сегодня нами привлечено к уголовной ответственности семь воров. Вора Краснова удалось арестовать в июне за сбыт партии наркотиков. При задержании он сам себе нанес ножевое ранение в грудь - это такая воровская традиция выражать протест. Сейчас он поправляется в одной из больниц города под нашим неусыпным наблюдением.

РГ: Как вам удается поддерживать хорошую физическую форму?

Солодовников: Люблю плавать - это снимает напряжение, стресс. До двух километров в день. Как-то раз я вылезал из бассейна, поскользнулся и подвернул ногу. Потом на работе мне каждый день приходилось отвечать на вопрос, почему я прихрамываю. Никто не верил, что это в бассейне могло случиться, при моей-то работе. Проще было говорить, что бандитская пуля зацепила - вот в это охотно все верили.

Правоохранительная система ЮФО