24.06.2008 02:46
Общество

В Архангельске создается новый морской вуз

Специалистов водного транспорта будут готовить в новом архангельском вузе
Текст:  Ирина Скалина (Архангельск )
Российская газета - Поморский край: №0 (4690)
Читать на сайте RG.RU

Арктический  институт имени капитана В. И. Воронина - такое название предложено для нового высшего учебного заведения в Архангельске. Это будет филиал Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова в Петербурге.

На этой неделе ученый совет академии должен обсудить вопросы, связанные с созданием института. Прежде чем на мореходке появится новая вывеска, надо оформить и согласовать нужные документы, пройти лицензирование учреждения и другие процедуры.

Арктический институт появится в результате слияния Архангельского мореходного училища (АМУ) и архангельского филиала Государственной морской академии (ГМА). Училище, кстати, тоже является филиалом ГМА.

Объединить учреждения можно путем ликвидации одного из них и перевода его деятельности в другое. Условие - наличие у второго филиала лицензии на образовательную деятельность на уровне среднего и высшего образования. По словам директора архангельского филиала ГМА Сергея Маркова, только в Архангельске, а не в других регионах планируется создать вуз, где можно будет получить высшее морское образование в очной форме. Для многих будущих моряков это принципиальный вопрос. Как подчеркнул директор АМУ Михаил Порошин, большинство курсантов - архангелогородцы, но в последние годы стало поступать много ребят из районов области.

Пока оба учебных заведения работают обособленно. Выпускники АМУ могут продолжить обучение в филиале академии, но на начальных курсах приходится повторять уже пройденное. Кроме того, в Архангельске учатся по программе заочного высшего образования лишь три года, а затем надо выезжать в Санкт-Петербург. При создании же института весь цикл обучения планируется вести в Архангельске. Сергей Марков уверяет, что в вузе будут работать преподаватели АМУ и "Макаровки", а благодаря развитию научной деятельности в вузе будут свои кандидаты и доктора наук.

Надо отметить, что руководство морской академии за счет средств федерального бюджета намерено сохранить, а по возможности и увеличить объемы подготовки специалистов со средним образованием.

Но на флоте для командного состава среднего образования уже давно недостаточно. Современные суда оснащены сложным техническим оборудованием и имеют высокую степень автоматизации. Для управления ими нужно обладать знаниями на уровне инженеров. Как пояснил начальник отдела подготовки кадров одной из крупных компаний-судовладельцев Олег Золотогоров, для вахтенного штурмана или механика среднего специального образования достаточно, а для более высокой должности требуется диплом вуза.

В ближайшем будущем появится новый рынок труда, связанный с освоением арктического шельфа. Для судов-газовозов и танкеров понадобятся специально подготовленные моряки. Как сообщил "РГ" руководитель регионального центра морского профессионального образования Владимир Швецов, не исключено, что для работы на арктических судах придется поначалу нанимать моряков из-за рубежа. Хотя и за границей их тоже не так много. То есть разработка месторождений Баренцева моря может затормозиться из-за отсутствия специалистов. По словам Швецова, Россия в сфере высшего морского образования упустит время, если не начать готовить кадры прямо сейчас. Ведь для обучения специалиста надо как минимум шесть лет.

Образование Архангельск Северо-Запад