Сейчас в Сахалинской области идет обсуждение проекта стратегии развития островного региона на период до 2020 года. Главной целью этого плана является обеспечение высокого уровня благосостояния населения островов, достижение стандартов качества жизни, соответствующих тем, которые созданы в наиболее развитых странах. О том, каким образом сегодня закладываются основы для реализации этих масштабных задач, корреспондент "Российской газеты" беседует с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным.
Российская газета: Александр Вадимович, не слишком ли сильно сказано в проекте стратегии о достижении к 2020 году стандартов качества жизни, присущих самым развитым странам? При нынешних проблемах, существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве, благоустройстве или транспортной инфраструктуре, при том, что 12 процентов населения области сегодня имеют доходы ниже прожиточного минимума, такая постановка задачи может показаться, мягко говоря, завышенной.
Александр Хорошавин: Экономика, возможности нашего государства и, в частности, Сахалинской области развиваются такими темпами, что временной отрезок в 10-12 лет может самым радикальным образом изменить положение дел. Вот пример - ситуация с ликвидацией последствий катастрофического землетрясения, произошедшего в Невельске 2 августа прошлого года. До 1 августа нынешнего года для жителей города будет построено более полутора тысяч квартир. Это не времянки, а комфортные, сейсмостойкие дома.
Уже в ближайшее время Невельск станет практически новым городом - с самыми современными объектами социальной инфраструктуры - поликлиникой, детскими садами, школами, спортивным комплексом, Дворцом культуры, с капитально отремонтированной инженерной инфраструктурой. Примерно 12 миллиардов рублей из федерального и областного бюджетов уйдет на ликвидацию последствий этого стихийного бедствия.
Были ли у нас такие возможности, когда произошли землетрясения в Нефтегорске или на Курилах? Нет. Так и в 2020 году в Сахалинской области будет совершенно иная социально-экономическая ситуация и люди будут жить по-другому, в качественно новых условиях.
РГ: Что делает вас таким оптимистом?
Хорошавин: Прежде всего я реалист, практик. Показатели социально-экономического развития, достигнутые областью за последние годы и в первые месяцы этого года, наглядно демонстрируют, что мы стабильно растем. Это касается как экономики, так и социальных аспектов. По объему производства валового регионального продукта на душу населения Сахалинская область сегодня занимает четвертое место в России и второе - в Дальневосточном федеральном округе. В следующем году доходная часть областного бюджета возрастет по сравнению с нынешним годом более чем на четверть. Это позволит нам энергичнее решать социальные проблемы.
Растут поступления в островную казну от шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В этом году у нас будет сдан в эксплуатацию первый в России завод по сжижению природного газа, и со следующего года сахалинский газ, законтрактованный на много лет вперед, пойдет к потребителям из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Растут доходы островитян, причем не только тех, кто занят в нефтегазовой отрасли. По данным Федеральной службы государственной статистики, Сахалинская область вышла на первое место среди всех российских регионов по темпам роста реально начисленной заработной платы. За первый квартал этого года зар плата у нас возросла на 19,5 процента - при 13,4 процента роста в целом по стране.
Но мы ставим задачу к 2020 году повысить доходы жителей как минимум втрое. И это лишь часть нашего плана по созданию комфортных условий жизни на островах. Они ведь зависят от того, как будет развиваться экономика региона, насколько наша продукция будет конкурентоспособна и, следовательно, востребована на внутреннем и мировом рынках. Поэтому мы выбираем путь инвестиционно-инновационного развития, путь создания новых для области производств, освоения самых современных технологий.
РГ: Какие виды производств могут появиться на островах?
Хорошавин: Это предприятия, которые будут вести глубокую переработку природных ресурсов, в достатке имеющихся в области. Например, газохимический комплекс по производству этилена, пропилена, полиэтилена, полипропилена и метанола. Обоснование такого проекта уже разработано крупными японскими корпорациями.
Вместе с крупной российской компанией мы рассматриваем проект энергометаллургического кластера, включающего создание угольного разреза, строительство электростанции, завода по производству алюминия и порта. Чрезвычайно интересным видится развитие угольной отрасли. Это добыча и экспорт угля, развитие энергетических мощностей на базе собственных углей и совершенно новая для Сахалинской области технология - углехимия.
Перспективным видится развитие биотехнологий и биофармацевтики на основе ресурсов морей, окружающих острова. И здесь все связано воедино - создание транспортной инфраструктуры, обновление энергетических мощностей, создание благоприятного инвестиционного климата, что является сегодня нашей основной целью. Поэтому так важно для области то, что в проект концепции стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года включен проект строительства транспортного перехода между Сахалином и материком, который может стать частью начинающегося в Японии будущего трансконтинентального коридора между Азией и Европой.
Полтора десятилетия назад наши соседи первыми заговорили о желательности такого проекта и теперь ждут, когда мы начнем его реализацию, перекинув мост с материка на Сахалин. Будущая железнодорожная магистраль даст импульс развитию не только Сахалина, который получит надежное транспортное сообщение, но и другим российским регионам, прилегающим к ней, поможет освоить богатейшие природные запасы.
Мы разработали и отправили на рассмотрение в правительство России проект федерального закона "О создании особой экономической зоны в Сахалинской области". Принятие этого закона также повысит инвестиционную привлекательность региона, позволит на основе частно-государственного партнерства быстрее диверсифицировать островную экономику, сделает нашу продукцию более конкурентоспособной и ожидаемая синхронизация тарифов на электроэнергию между Дальневосточным и центральными регионами страны. А производство конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью означает для островитян стабильно высокую заработную плату, уверенность в будущем, привязанность к родной земле.
На этапе возведения объектов, создаваемых в рамках особой экономической зоны, большой объем работы появится у сахалинских строителей, транспортников, в других смежных отраслях. А на этапе эксплуатации этих объектов будет создано большое количество дополнительных рабочих мест. Новые производства будут способствовать развитию вокруг них обслуживающих структур, предприятий малого и среднего бизнеса, что тоже улучшит благосостояние островитян.
РГ: Какова роль власти во всех этих преобразованиях?
Хорошавин: Обязательным условием достижения целей и решения задач стратегии социально-экономического развития области, я считаю, является воля каждого руководителя. Насколько мы будем сильными, последовательными, жесткими в исполнении намеченных планов, настолько мы их и реализуем.
Не стоит забывать и о повышении эффективности государственного управления, развитии местного самоуправления. Для осуществления общественных и экономических преобразований необходима адекватная система управления. Она должна обладать гибкостью, быстро реагировать на изменения в окружающем мире. Необходимо оценивать работу представителей власти по эффективности, по достижению результатов, выраженных в росте благосостояния жителей области, в улучшении условий их жизни.
РГ: А как вписываются в создаваемую стратегию развития области муниципальные образования, многие из которых испытывают накопившиеся годами проблемы - утрату традиционных, но ставших нерентабельными производств, ветшание коммунальных структур, отток людей?
Хорошавин: Мы планируем, что каждое муниципальное образование разработает собственную стратегию социально-экономического развития, которая будет увязана с областным стратегическим планом - так же, как наш документ будет скорректирован с общероссийской программой. В Южно-Сахалинске подготовили такой документ на серьезной научной основе, идет его обсуждение и доработка. В Охе, где я работал, мы приняли подобный план еще несколько лет назад. Но это, к сожалению, не самая типичная картина.
Побывав во всех районах области, я убедился, что там, где не видят перспективы, не умеют на нее работать, там и сегодняшнего результата нет. Хаотично латают дыры, а проблемы радикально не решают. В одном из потенциально богатейших районов области так увлеклись борьбой за власть, что позабыли обо всем - о подготовке к зиме, о строительстве жилья. А в другом муниципальном образовании, не самом богатом, методично добиваются цели. Там, например, увязали вместе развитие двух отраслей - лесной и строительной. Деревянное домостроение поможет решить и экономическую, и социальную проблемы. И у его жителей настроение совсем другое, чем в соседнем районе, где проблемы схожи, а руководители мыслят по старинке. Кстати, и для области в целом чрезвычайно перспективен вариант с развитием строительства жилья из дерева. Леса у нас много, но используется он пока слабо. А темпы строительства домов нам надо ускорять, потому что мы запланировали к 2020 году полностью решить жилищные проблемы островитян, ликвидировать ветхие и аварийные дома.
Прекрасно понимаем, что принятие даже самого тщательно проработанного плана - это еще не панацея от копившихся годами проблем. Но, вынося проект стратегии социально-экономического развития области на широкое обсуждение, мы рассчитываем не только на то, что внесем в него необходимые коррективы, но и на то, что у жителей региона появится чувство перспективы и уверенности в будущем. Пусть ориентиры этой программы кому-то покажутся завышенными, но я считаю, что у нас на островах есть все возможности для ее реализации.