На днях наша сотрудница лишь чудом не опоздала на самолет, отправляясь в командировку по редакционному заданию. И все по вине таксиста. История вышла трагикомичная.
Машина была заказана в компании "Каприз Л" на 7 часов 45 минут. В назначенное время у подъезда ее не было. После нервных переговоров с диспетчером выяснилось, что таксист перепутал адрес. А когда наконец-то авто тормознуло рядом с корреспондентом, понять, что это и есть такси, было нельзя. Ни "шашечек", ни других опознавательных знаков на "Рено логан" не было. Дальше - еще интереснее. Водитель, как оказалось, даже не представлял, как проехать в аэропорт Внуково. Навигатором пользоваться не умел, спрашивал дорогу у пассажирки и в конце концов заблудился. Когда наша сотрудница предложила обратиться к сотрудникам ДПС, он наотрез отказался, честно признавшись: "Ну нет у меня прав!"
...В Москве уже давно нет государственных компаний по предоставлению услуг такси. Все - частные, акционерные общества. Из них порядка 50 - крупные компании, а мелких сосчитать невозможно, утверждают специалисты: сегодня они есть, а завтра их нет. Кроме того, существуют службы заказа такси. Откуда приедет заказанное авто - непонятно. Может, из крупной надежной компании, а возможно, диспетчеры "по дружбе" отдадут заказ какому-нибудь неопытному новичку.
Эксперты подсчитали: по Москве сегодня колесит около 9 тысяч легальных машин и 40 тысяч "бомбил". Но это, как говорится, постоянных, а сколько "заезжих" - сегодня тут, завтра там - подсчетам не поддается. И порой, как видим, даже невозможно отличить, кто, собственно, за вами приехал.
Хоть как-то навести порядок в этой сфере должен городской закон "О такси в городе Москве". Недавно столичные парламентарии приняли его в окончательной редакции.
Это первый опыт ввести такси в рамки закона. Документ вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. То есть аккурат под Новый, 2009 год москвичи, вызывая такси, должны быть уверены, что за ними приедет технически исправная машина, водитель которой будет понимать русский язык и хорошо ориентироваться в городе.
Столичный департамент транспорта и связи выступит в роли уполномоченного органа по ведению специального реестра "Московское городское такси", в который на добровольной основе будут включаться все таксисты и таксомоторные предприятия, соблюдающие ряд требований. При этом все находящиеся в реестре таксисты будут иметь отличительную символику - "шашечки" и эмблему "Московское городское такси" на борту автомашины.
В реестр могут попасть только те перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), водители которых:
- имеют стаж не менее 3 лет, владеют русским языком, знают Москву, ежегодно проходят медицинское обследование, а раз в пять лет - психиатрическое освидетельствование.
Автомобиль при этом должен быть:
- в исправном техническом состоянии, соответствовать экологическим требованиям "Евро-2". У машины должно быть не менее четырех дверей, левостороннее расположение руля и не более восьми пассажирских сидений.
Кроме этого, в салоне автомобиля:
- должна быть табличка с указанием времени начала и окончания работы такси, со сведениями о водителе с его фотографией, информацией о тарифах, а также номера телефонов и адрес перевозчика.
Оплата будет производиться только с применением электронного таксометра, кассы или квитанции в форме бланка строгой отчетности. Для такси, вошедшего в реестр, планируется создание городских стоянок в местах массового скопления граждан, например, у вокзалов, аэропортов.
Вроде бы логично. Но что это даст простым москвичам? "Прежде всего у них появится возможность получать качественную и безопасную услугу", - считает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, один из основных разработчиков документа.
- Сегодня на рынке балом правят нелегальные перевозчики, - говорит Свешников. - Они демпингуют, то есть сбивают в свою пользу цены. Но качество услуг, которые они при этом оказывают, оставляют желать, мягко говоря, лучшего. Кто, как правило, занимается сегодня в столице частным извозом? Приезжие с юга, на старых, порой битых машинах, в неизвестно каком техническом состоянии. Они не только не знают Москвы, но даже плохо говорят по-русски. Но самое неприятное, что москвичи, останавливая машины с такими водителями, очень рискуют. Окажется ли водитель порядочным, довезет ли до места, не ограбит ли по дороге? Бывают всякие случаи. А если случится ЧП, кому тогда жаловаться?
Понятно, что некому. Ездим на свой страх и риск. Но ведь и транспортные компании, которые уже давно существуют на рынке, имеют офисы, свой сайт в Интернете, присылают нерадивых водителей, не имеющих водительского удостоверения.
- Вот поэтому и нужен городской реестр, - считает Свешников. - С 2005 года лицензирование услуг такси отменено. Как говорится, делай что хочешь. Эксплуатируй какие угодно машины. Транспортная инспекция все равно не проверит. Штрафы никто не наложит. То есть ответственности никакой. А для того чтобы в скором времени попасть в московский реестр, придется выполнить серьезные требования.
Однако это дело добровольное. Вряд ли наберется много желающих войти в реестр из числа нынешних бомбил, ведь, чтобы попасть в реестр, придется нести определенные траты. Одни таксометры денег стоят... Однако специалисты рассчитывают на иной расклад.
- Для водителей очень важно - получить право безвозмездного пользования городскими стоянками, - утверждает Свешников. - Сегодня все, самые прибыльные, как говорится, лакомые места - у вокзалов, аэропортов, вокруг крупных торговых центров - оккупировали "бомбилы". Легальным так сомоторным компаниям туда не пробиться. Город будет делать в таких местах свои муниципальные стоянки. А еще предприятиям, вошедшим в реестр, столичные власти будут предоставлять налоговые льготы и информационную поддержку.
Что касается крупных компаний, то они, безусловно, захотят оказаться в реестре. А вот что касается более многочисленной армии бомбил, то их новый закон если и затронет, пока лишь косвенно. Может быть, со временем, когда появятся городские стоянки, расширится круг легальных перевозчиков, среди них начнется конкуренция, "бомбилы" потеряют своих клиентов. Тогда, возможно, и цены у легальных таксистов будут ниже.
Пока же, как признался некий Андрей, который постоянно ждет клиентов на старенькой красной "девятке" у Савеловского вокзала: "Как бомбили, так и будем... А дальше видно будет. Может, в соседнюю область подадимся, где никаких законов к таксистам не применяют".
Справка "РГ"
На основании экспертных оценок (НИИАТ, НО "Московский транспортный союз", ГУП "Московский таксомоторный транспорт") и исследований маркетингового агентства ABARUS MARKET RESEARCH емкость рынка таксомоторных перевозок в Москве оценивается сегодня в
16-24 млрд рублей в год, доля нелегитимного бизнеса в этой цифре - 80-90 процентов.