25.06.2008 04:40
Экономика

Пока не будет принят генеральный план развития Владивостока, строительный беспредел в городе не остановить

Пока не будет принят генеральный план развития Владивостока, строительный беспредел в городе не остановить
Текст:  Анна Бондаренко (Приморский край)
Российская газета - Приморский край: №0 (4691)
Читать на сайте RG.RU

Истек очередной срок принятия генплана краевой столицы. Час "икс" плавно переместился еще на два месяца. Что и как будет строиться в городе, мы узнаем только в конце лета.

Корреспондент "РГ" попыталась выяснить, что мешает принятию генплана приморской столицы.

До последней запятой

Каждый из градоначальников вносил свои предложения и изменения - конструктивные и не очень - в проекты и, собственно, городской пейзаж. Постарался Виктор Черепков - его именем до сих пор называют развязки и подземные переходы. Юрий Копылов строил канатную дорогу на Чуркин, а получился путепровод над Некрасовской. Владимир Николаев специализировался на малых архитектурных формах - "моих двориках" и железных дверях с кодовыми замками. А вот новый мэр планирует действовать с размахом. Едва вступив в должность, он сказал, как отрезал: "Здесь будет город-сад!".

Но пока власти соревновались между собой в том, кто громче скажет и больше сделает, проектировщикам пришлось несладко. Ведь чтобы этот самый сад рос правильно, - по всем статьям Градостроительного кодекса, архитектуры и, самое главное, был удобен для жителей, его возведение надо тщательно спланировать. Но здесь случилась загвоздка.

Однажды, рассказывая об истории создания генплана, научный руководитель проекта Валентин Аникеев посетовал, что за время подготовки документа в городе поменялись два главы администрации, несколько и.о. мэра, четыре вице-мэра - куратора проекта и пять главных архитекторов города. А самое главное, то и дело менялась законодательная база.

Концепция генерального плана краевой столицы была разработана в 2004 году. Но в это время Владивосток приобрел статус городского округа и в его состав вошли островные территории, которые в генплане проработаны не были. Практически в это же время был принят новый Градостроительный кодекс, который изменил систему проектирования.

Разработчики снова взялись за дело. В результате в 2007 году генплан прошел публичные слушания и был направлен на согласования. Но тут подоспел очередной сюрприз - поправки в Градостроительный кодекс и другие законы. За этим последовала еще одна корректировка "будущего Владивостока".

Но как только она была сделана, стало известно о проведении во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС. Причем ясности с расположением объектов не было очень долго. Вспомнить хотя бы океанариум - сколько раз он переезжал с острова Русского в бухту Патрокл и обратно! Туман над саммитом развеялся только в начале 2008 года.

Успеть до 2012

И тут - вдруг! - все поняли, что до глобального события осталось меньше четырех лет. А затягивание принятия генплана Владивостока приведет к срыву разработки планировки острова Русского и всех работ по объектам саммита АТЭС-2012.

В апреле во Владивостоке председатель думы города Валерий Розов доложил депутатам, что на совещании при участии полномочного представителя президента по Дальневосточному федеральному округу Олега Сафонова было сказано: принять до 12 июня. Народные избранники откликнулись с энтузиазмом и утвердили состав рабочей группы по подготовке к принятию генерального плана города.

Сам председатель думы обратился к администрации города с просьбой предоставить все необходимые для принятия генплана документы.

Сложно сказать, увидели ли депутаты эти самые "необходимые документы" на своих рабочих столах, да вот только  сам проект генплана в представительный орган до сих пор не поступил. Но парламентарии готовы работать и в таких условиях - чтобы потом никто не смог обвинить их в бездействии.

А пока, на их взгляд, документ "сырой", и недоработанный проект парламентарии принимать не хотят.

- Надо учесть, что генплан согласовывается с федеральным центром, - сказал корреспонденту "РГ" председатель думы Владивостока Валерий Розов. - И все объекты, которые здесь планируется построить, должны быть нанесены на карту так, чтобы земля не стала предметом торга. Поэтому заявления о том, что дума, не принимая генплан, срывает сроки проведения саммита АТЭС, несостоятельны. Документ должен быть полностью отработан, чтобы мы избежали "сочинского синдрома". Люди не должны пострадать.

Свежим взглядом картографические недостатки увидел и нынешний мэр Владивостока Игорь Пушкарев.

- В генплан города заложены некоторые параметры, из которых он уже вырос, - сообщил корреспонденту "РГ" мэр приморской столицы. - Например, увеличилось количество машин на тысячу жителей, потребление электроэнергии, необходимо развитие сети дорог. Есть понимание, что надо развивать порты. Поэтому нам нужен такой генплан, чтобы развивать предприятия всех сфер и отраслей.

Недоволен остался и приморский губернатор. Он внес 111 замечаний! В основном они связаны с границами земель и размещением объектов краевого значения.

Кроме всего прочего выяснилось, что у нового Градостроительного кодекса тоже есть свои недостатки. Он рассчитан на обычную квартальную застройку, а проекты с нестандартными объектами в его правовое поле не вписываются. Плюс земли на Русском острове, принадлежащие министерству обороны, - вопрос о передаче их в федеральную собственность до сих пор не решен. Без ясности  же инвесторы вряд ли будут вкладывать деньги в строительство.

А город ждал

Простые горожане тоже заинтересованы в скорейшем принятии генплана. Они считают, что документ поможет остановить в городе строительный беспредел.

К слову сказать, напрямую генплан не может решить наболевшую проблему точечной застройки. Конкретные точки на карте города, означающие жилые комплексы и новые торговые центры, будут поставлены уже после территориального планирования - на последующих стадиях после принятия генплана. И здесь жители смогут сказать свое слово - внести предложения на публичных слушаниях.

А чтобы во Владивостоке не появлялись "горячие точки", как, например, на улице Толстого, 38, где местные жители оспаривают у строителей придомовую территорию, необходим документ, регламентирующий строительство, - правила землепользования и застройки. Но существующий нормативный акт морально устарел.

Валерий Розов пообещал вплотную заняться и этой проблемой.

- Этот документ нам крайне необходим, - сообщил председатель городского парламента. - Его структура уже выстроена, и работа идет. Он будет принят обязательно. Возможно, даже вместе с генпланом.

Пока же восстановить справедливость можно только в суде. И основания для обращения к Фемиде, считает Валерий Розов, у многих есть.

- Генплан - это будущее города, - поясняет он, - нам нужно сделать его комфортным. И это во многом будет зависеть от генплана. Если он будет грамотным, ориентированным на удобство горожан, во Владивостоке перестанут появляться новые точечные застройки и срубленные деревья в центре города.

Словом, проблем много, планов громадье, а причины, почему столь ожидаемый документ до сих пор не принят - сплошь объективные. Будем надеяться, что через два месяца все станет на свои места, и ничто не помешает нам строить новый город.

Коммерческая недвижимость Владивосток Дальний Восток