26.06.2008 04:00
Власть

Василий Хрол: Мировая конъюнктура цен на энергоносители и сырье дает России уникальную возможность поддержать отечественных производителей

Межрегиональное сотрудничество - стратегический резерв интеграции
Текст:  Лариса Раковская
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (364)
Читать на сайте RG.RU

Завтра в Москве состоится очередное заседание Совета Министров Союзного государства. Накануне встречи ее общий деловой и экономический фон прокомментировал корреспонденту "СОЮЗа" заместитель Государственного секретаря - член Постоянного Комитета Союзного государства Василий Хрол.

- Прежде всего должен сказать о той уникальной возможности, которую России дает сегодня мировая конъюнктура цен на энергоносители и сырье. Это тот случай, когда можно поддержать отечественных производителей, дать им шанс на конкурентоспособность за счет снижения себестоимости производства. Будут поддержаны российские товаропроизводители - выиграет союзная экономика в целом. А помощь участникам всех союзных программ, предприятиям, завязанным в белорусско-российскую кооперационную цепочку, дала бы возможность направить ресурсы на модернизацию производств, чтобы превзойти зарубежных конкурентов.

- Василий Петрович, как выглядит в последнее время структура взаимной белорусско-российской торговли?

- Наш товарооборот состоит не только из сырьевых товаров, но и продукции с высокой степенью переработки, к которой относятся машины и механизмы, продукты питания. И это существенно отличает российско-белорусскую взаимную торговлю от торговли с другими странами. Из Беларуси в Россию поставляется главным образом машиностроительное оборудование, сельхозтехника и транспортные средства, продовольственные товары, продукция химической промышленности, текстильные изделия и обувь (около 80 процентов от общего объема экспорта в Россию). Хотя основа российского экспорта в Беларусь - это товары минерально-сырьевой группы: нефть, природный газ и черные металлы. Доля машин, оборудования, продукция химической и нефтехимической промышленности, продукты и сельскохозяйственное сырье составляет почти четверть всех поставок.

- В укреплении белорусско-российской интеграции большую роль сыграло региональное сотрудничество, важность которого неоднократно подчеркивал Председатель Высшего Госсовета Союзного государства Александр Лукашенко. Скажите, этот ресурс еще не исчерпан?

- Экономическое сближение Беларуси и России неразрывно связано с необходимостью дальнейшего развития сотрудничества на региональном уровне. Речь идет об эффективном использовании имеющихся в регионах производственных потенциалов, о развитии специализации и кооперировании предприятий, о совершенствовании уже существующих экономических связей. Опыт показывает, что региональное сотрудничество - это дорога с двусторонним движением, где правила движения товаров и услуг диктуются реальными потребностями народнохозяйственных комплексов и граждан. За последние годы подписано более 240 соглашений, договоров и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве Беларуси с администрациями областей, краев и республик России, активно используются возможности торгово-промышленных палат, ассоциаций промышленников и предпринимателей обеих стран.

Один из наиболее важных факторов эффективного белорусско-российского сотрудничества - участие регионов в совместных долгосрочных экономических проектах и производственных программах. Во время прошлогоднего визита губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в Минск Александр Лукашенко обратил внимание на развитие кооперационных связей и реализацию крупных двусторонних проектов совместного производства конкурентоспособных товаров и услуг как на самую вескую составляющую интеграционного строительства. Для регионов союзные программы - это рабочие места и налоги в местные бюджеты. Понимая это, администрации областей Беларуси и субъектов Российской Федерации активны в реализации союзных программ.

Напомню, что в текущем году предусмотрено финансирование 23 российско-белорусских научно-технических и производственных программ, в реализацию которых встроено множество предприятий от Бреста до Владивостока. Главная задача - чтобы общие усилия помогли ускорить освоение новых технологий для выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией, которая не имела бы аналогов в мире. Это и есть инновационный путь развития экономики.

К сожалению, не в полной мере используется значительный потенциал приграничного сотрудничества. По оценкам специалистов, приграничная торговля Витеб-ской, Могилевской и Гомельской областей составляет всего 3-5 процентов товарооборота с Россией. Значит, самые близкие соседи не используют такие естественные конкурентные преимущества, как низкие транспортные расходы, схожие природно-климатические условия, высокая степень ассимиляции населения. Между тем именно приграничным региональным сотрудничеством традиционного и малого бизнеса может прирастать экономический потенциал Союзного государства.

- Наверное, не менее важен привлекательный инвестиционный климат на территории Союзного государства?

- Чтобы войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, за последние полгода в Беларуси принято 23 нормативных правовых акта, направленных на упрощение формальностей по организации и ведению бизнеса. Отменено особое право государства на участие в управлении хозяйственными обществами, так называемая "золотая акция", значительно упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Разрешительная процедура регистрации бизнеса заменена заявительной, а срок регистрации сокращен с двадцати до пяти рабочих дней. Введен ряд налоговых льгот. Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 года, на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки и т.д.

Такие же шаги навстречу бизнесу предпринимаются и в Российской Федерации. По указу Президента России правительство к августу должно разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора); замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий; преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности.

Все эти меры направлены на значительное расширение прав хозяйствующих субъектов, а значит, на повышение инвестиционного имиджа Беларуси и России.

Вместе с тем имеются сдерживающие и даже противодействующие развитию межрегионального сотрудничества факторы. Это тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, ограничения на перевозки грузов и транспортные услуги (каботаж и разрешительная система), некоторые различия в проводимой налоговой политике, несогласованность позиций двух стран в части реализации стратегии развития промышленности и другие.

Не полностью реализованы межгосударственные договоренности о создании равных условий хозяйствования для наших предприятий. Остаются нерешенными вопросы, связанные с одинаковым пониманием и применением национального режима во взаимной торговле, вопросы субсидирования и ряд других негативных факторов. Я убежден: рано или поздно все эти препятствия будут устранены в силу объективного развития интеграционных процессов. Только так мы сможем построить высокоэффективную экономику, отвечающую мировым требованиям.

- Какие вопросы будут рассмотрены на предстоящем заседании Совета Министров Союзного государства?

- Это первое в этом году заседание Союзного правительства, которое пройдет под руководством председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина. Следует отметить, что недавний визит Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Беларусь подтвердил стратегический характер интеграционного процесса, направленного на создание Союзного государства.

Повестка заседания весьма насыщенная. Совет Министров Союзного государства рассмотрит отчет об исполнении союзного бюджета за 2007 год, который затем в установленном порядке будет представлен в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, примет решение об основных параметрах проекта бюджета на 2009 год. Предполагается, что его объем превысит пять миллиардов российских рублей. Для сравнения: в нынешнем году союзный бюджет составляет более четырех миллиардов рублей. Будут рассмотрены предлагаемые изменения и дополнения в бюджет текущего года. Союзному правительству будет доложено о ходе выполнения Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года, документа, в основу которого положено равенство прав граждан Беларуси и России в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, предоставлении медицинской помощи и других социальных гарантий.

Совет Министров примет решения по формированию и функционированию объединенной транспортной системы, развитию пограничной таможенной инфраструктуры; вопросам транспортно-таможенной сферы. Эти усилия создают технические и технологические предпосылки для переноса процедур контроля с российских ППУ (пунктов приема уведомлений) на белорусско-российской границе на внешнюю границу Союзного государства. Таким образом, освобождается дорога для нормальных, цивилизованных товарно-транспортных потоков, способствующих созданию скоростных трансъевропейских коридоров.

На заседании будет заслушана также информация о совместных пилотных проектах, реализуемых по Программе совместных действий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы. Среди вопросов сотрудничества в сфере высоких технологий намечено рассмотреть итоги выполнения программы, направленной на разработку и организацию производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем, проект программы по производству новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей.

Госуправление Союзное государство России и Беларуси