26.06.2008 05:50
Власть

На Среднем Урале впервые дали определение понятию "коррупция"

Долгожданный механизм борьбы со мздоимством рождается на Среднем Урале
Текст:  Сергей Авдеев (Свердловская область)
Российская газета - Урал: №0 (4692)
Читать на сайте RG.RU

Среднеуральский прокурор внес в областной парламент проект закона "О противодействии коррупции в Свердловской области". Реализовывать его предлагается областному Совету общественной безопасности.

Появления этого документа на свет общественность ждала давно. Еще в прошлом году наша газета дважды писала о том, что принять такие законы на местном уровне настоятельно рекомендует высшее руководство страны и Генпрокуратура, но даже обсуждение их проектов в региональных парламентах необъяснимым образом тормозится.

Мы писали, что один проект антикоррупционного закона в нашей области все-таки есть, и он даже получил положительное заключение президента Фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова. Проект подготовил депутат областной Думы Георгий Перский, но внести его в повестку дня для рассмотрения Облдума так до конца года и не смогла.

Теперь законопроект внесен областным прокурором Юрием Пономаревым. Структурно он не очень отличается от предшественника, но в нем есть положения, которые принципиально меняют схему реализации будущего закона. Так, если в документе Перского предлагалось обязанности координатора антикоррупционной политики возложить на уполномоченного по правам человека в Свердловской области, то в проекте Юрия Пономарева данная функция поручена Совету общественной безопасности при губернаторе.

Хотя у этого положения тоже есть серьезные противники. Депутат Облдумы Евгений Артюх, например, уже заявил, что Совет безопасности в его нынешнем виде - не совсем тот орган, которому можно доверить кураторство будущего закона. Ведь в Совбезе наполовину заседают чиновники (губернатор, премьер правительства, его заместители) и силовики. Получается, что борьбой с коррупционерами-чиновниками будут руководить в основном сами чиновники. Чтобы сделать закон более эффективным, Евгений Артюх предлагает ввести в состав Совета безопасности представителей общественных организаций и средств массовой информации.

Мы попросили прокомментировать проект закона одного из его разработчиков - начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области старшего советника юстиции Олега Полуэктова.

Российская газета: Олег Вячеславович, базовое положение документа - это само определение коррупции. Его нет пока ни в одном документе, и даже Госдума долгие годы не может сформулировать и принять закон, по которому чиновнику будет ни дать, ни взять. Что же это такое, по-вашему, - коррупция?

Олег Полуэктов: Я могу процитировать проект закона. Коррупция - неправомерное использование лицами, замещающими государственные должности Свердловской области, выборные муниципальные должности, должности государственной гражданской службы или должности муниципальной службы, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений своего статуса в целях незаконного обогащения, незаконного получения различных услуг либо в иных личных интересах. Вот таким образом мы сформулировали, а остальное - на усмотрение депутатов Думы. Это совместный труд нескольких подразделений прокуратуры области. К работе мы привлекали управление по надзору за соблюдением федерального законодательства. Участие в разработке принимал также старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами области и органами местного самоуправления старший советник юстиции Наталья Федоровская.

РГ: Областное правительство как-то участвовало в подготовке проекта?

Полуэктов: Конечно, мы взаимодействовали и с правительством, и с депутатами Думы. И на стадии разработки принимали множество замечаний и предложений, и позже, когда отзывали назад уже отправленный в Думу проект, чтобы доработать его с учетом требований, предъявленных президентом страны Дмитрием Медведевым.

РГ: И как велик получился труд? Сколько в нем всего статей?

Полуэктов: Статей всего 20. Ими обозначены понятия, например, уполномоченного, совещательно-экспертного органов, субъектов коррупционной направленности, а также коррупциогенных факторов, которые могут повлиять на создание условий, способствующих коррупционным правонарушениям.

РГ: При подготовке проекта вы учитывали чей-то опыт?

Полуэктов: Есть мировой опыт - мы его изучали. Но наш проект не дублирует подобные ему из каких-либо соседних субъектов Федерации: условия везде разные.

РГ: Почему все-таки координирующий орган - Совет безопасности при губернаторе?

Полуэктов: Потому что это уже действующий орган, и он по своему статусу соответствует статусу предлагаемого нами закона. Возможно, на него будут возложены в связи с этим дополнительные функции. Потребуется принятие целого ряда новых норм и изменений в другие законодательные и нормативные акты.

РГ: Кто будет оплачивать борьбу со взяточничеством?

Полуэктов: В статье 18 мы записали, что антикоррупционная деятельность осуществляется за счет средств областного бюджета. Ежегодно депутаты должны будут выделять на эту работу деньги на новый финансовый год. Сколько - сказать пока невозможно, потому что мы не знаем, как именно, в каких формах будет действовать Совет общественной безопасности.

РГ: Но эффект-то вы ожидаете сопоставимый с затрачиваемыми средствами?

Полуэктов: Разумеется. И в разы больше.

РГ: Когда можно ожидать принятия закона?

Полуэктов: Прокурор области инициировал его рассмотрение депутатами в самое ближайшее время.

Между тем

К трем годам лишения свободы приговорил Свердловский областной суд начальника финансового управления департамента образования администрации Нижнего Тагила Шамиля Карымова. Чиновник признан виновным в получении мошенническим путем 200 тысяч рублей от двух частных предпринимателей.

Госуправление Свердловская область Урал и Западная Сибирь