Построить 600 километров платных, модернизировать 800 километровфедеральных дорог и найти для этого почти 5 триллионов рублей - таковытезисы новой программы по развитию московского транспортного узла, которуюпрезентовали вчера на заседании Правительственной комиссии по обеспечениюбезопасности дорожного движения.
На комиссии были рассмотрены и не столь затратные, но не менее важные вопросы. Например, как обеспечить контроль за подготовкой водителей и за сдачей экзаменов в ГИБДД.
Разрубить московский узел
По словам начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктора Кирьянова, на заседании комиссии было принято революционное решение. А именно - одобрить программу развития московского транспортного узла. Правда, после соответствующей доработки. Революционна сама программа: впервые у нас объединились город с областью и федеральными властями для решения транспортных проблем. До сих пор каждый пытался "откупоривать пробки" самостоятельно. Результат таких усилий виден невооруженным глазом.
Как сообщил министр транспорта Игорь Левитин, помимо новых 600 километров и 800 километров модернизированных автодорог планируется также построить и реконструировать 300 километров железнодорожных участков, а также 130 километров новых линий метрополитена. Также предполагается построить дополнительно две взлетно-посадочные полосы - по одной в аэропортах Домодедово и Шереметьево, модернизировать аэродром во Внуково и создать современный логистический терминал в Москве, чтобы сделать максимально удобной пересадку авиапассажиров.
По словам Левитина, сегодня прилегающие территории к основным федеральным магистралям так застроены различными коммерческими центрами, что расширять их просто невозможно. А выкуп этих земель делает процедуру просто нерентабельной. Поэтому расширять существующие дороги будут только там, где это возможно. Для проблемных трасс предполагается строить дублеры. В качестве примера он привел Можайское шоссе, где сразу за МКАД 10 полос стекаются в 4. Там предполагается строительство дублера Кутузовского проспекта и далее - в объезд Одинцово.
На Ленинградском шоссе, как заявил губернатор Московской области Борис Громов, есть возможность для расширения уже существующей трассы. Но для начала надо определиться, в чьей собственности этот участок дороги, пересекающий Химки. Раньше он принадлежал Москве, а теперь непонятно: передадут его Московской области или оставят в федеральной собственности.
Отсюда и будет рассчитываться финансирование на его модернизацию.
Впрочем, в качестве запасного варианта предполагается строительство дублера Ленинградки. Но платного.
Одна из серьезных проблем транспортного узла Московского региона, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, это таможенные терминалы в этой зоне, обслуживающие почти все регионы страны, и оптовые склады, на которых четверть грузов предназначена для других областей. В программе предусмотрен вывод и таможенных терминалов, и таких складов за пределы региона. Это позволит, по мнению членов комиссии, значительно разгрузить дороги. Что касается совместного развития дорог, у города и области уже давно нет вопросов друг к другу, заявил мэр. Есть другие, более интересные вопросы. А в части развития транспорта только одна проблема - финансирование.
Цена всей этой программы - 4 триллиона 900 миллиардов рублей. Но экономический эффект от ее реализации оценивается в 7 триллионов 200 миллиардов. Довольно внушительные средства предполагается выделить на ее реализацию из госбюджета - более двух триллионов рублей. Один триллион дает Москва. Московская область выделяет 140 миллиардов. Но дефицит составляет более триллиона. И где его найти, пока не понятно. Минтранс предлагает дофинансировать из госбюджета. Впрочем, председатель комиссии по безопасности дорожного движения Игорь Шувалов считает, что средства надо искать в других местах. Программа рассчитана до 2015 года.
Права на рынок
У обновленной комиссии грандиозные планы. Например, за год сократить количество смертей на дорогах на 5 процентов. Причем, по мнению членов комиссии, это вполне реально сделать без дополнительного финансирования. Стоит только обратить внимание на подготовку водителей.
На комиссии прозвучало даже предложение проработать вопрос о передаче приема экзаменов на права иным структурам, нежели МВД. Пойти по принципу проведения техосмотра. Ведь, как правило, пункты диагностики - это коммерческие предприятия. А на основе их диагностических карт ГИБДД выдает талоны техосмотра. Возможность организации подобной схемы для выдачи прав и было предложено рассмотреть.
То есть автошкола готовит молодого водителя, потом он направляется в некое учреждение сдавать экзамен. Сдал. Получает сертификат и идет с ним в ГИБДД, где ему на основании этого документа выдадут права. Но это учреждение должно нести ответственность за тех, кому выдает сертификаты. В том числе и материальную. Если человек попадает в ДТП, то и Госавтоинспекция, и страховая компания, где водитель оформлял ОСАГО, смогут поинтересоваться у этой структуры, как данный водитель сдавал экзамен. И если выяснится, что права купленные, то соответствующим образом взыскать с этой организации.
По словам Виктора Кирьянова, планируется провести проверку автошкол на качество подготовки водителей. На это уйдет, по скромным подсчетам, около года. Затем потребуется пересмотреть сами требования к автошколам, возможно, ввести систему их сертификации, чтобы они отвечали за своих выпускников. Но все это дальние планы. Для начала нужно хотя бы составить представление о проблеме: сколько из ныне действующих автошкол могут готовить нормальных водителей и что нужно, чтобы их количество было больше.
Вас снимают
На комиссии также обсуждался вопрос о том, как будут работать средства фото- и видеофиксации, которые получат право на жизнь с 1 июля.
По словам Виктора Кирьянова, сейчас установленные в качестве эксперимента камеры на дорогах фиксируют до 5 тысяч правонарушений в сутки. Это не значит, что с 1 июля всем попавшим в объектив посыплются в почтовые ящики "письма счастья" с квитанциями о штрафе. Сначала таких "счастливчиков" будет немного. Работа всей этой системы будет доводиться до совершенства. Возможно даже, что изначально камеры будут фиксировать не любое превышение скорости, а начиная, скажем, от 40 км/час. Таким образом удастся снизить количество постановлений, но зато четко отследить их исполнение. После того как процедура будет отработана, строгость камер можно будет усилить, чтобы они следили за превышением скорости более чем на 20 км/час. А далее опустить планку и до установленного скоростного режима.