26.06.2008 04:00
Экономика

На российских вокзалах появятся библиотеки, интернет-кафе и кинотеатры

На вокзалах появятся библиотеки, интернет-кафе и центры досуга
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4693)
Читать на сайте RG.RU

Железнодорожные вокзалы страны ожидают большие перемены. К 2012 году многие из них будут модернизированы и улучшены: в них появятся магазины, аптеки, буфеты, интернет-кафе, кинотеатры.

И тогда отстать от поезда должно быть не просто не страшно, а даже приятно - появится лишний повод сходить в кино, выпить чашку горячего кофе, узнать из Интернета последние новости. Однако разговор читателей "РГ" по "горячей линии" с начальником дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергеем Абрамовым начался с обсуждения других тем.

Дорога начинается с билета

Российская газета: Город Белгород, Новосельцева Марина Анатольевна. Билеты в кассах вокзала купить за 45 суток просто невозможно. При этом кассиры отсылают людей в так называемые частные кассы. Там они есть, но дороже.

Сергей Абрамов: В самом существовании таких касс нет ничего противозаконного, наоборот, они призваны сделать процесс покупки билета более удобным для пассажиров. Если, например, кому-то далеко ехать за билетом на вокзал, он может воспользоваться кассой, которая находится в городе. Другое дело, когда речь идет о навязывании альтернативной услуги по завышенной цене путем создания искусственных перебоев в работе обычных вокзальных касс. К сожалению, такая проблема существует. Пути ее решения совместно с нами сейчас определяет Федеральная пассажирская дирекция (продажа билетов находится в их ведении). А пока, если вы столкнулись с тем, что вокзальные кассы не работают или вам отказываются оказать в них услугу, вы можете обратиться к начальнику вокзала. А он найдет возможность исправить ситуацию. Напомню: если на территории вокзального комплекса предусмотрены кассы, они обязаны работать.

РГ: Вам звонит Александр Николаевич Выгодин. Уже сорок лет я езжу из Ростова до Архангельска. Но в последнее время никогда не объявляется нумерация вагонов.

Абрамов: Безусловно, это нарушение, которое должно быть устранено. Пассажирам должна предоставляться вся информация, в том числе и порядок нумерации вагонов. Кроме того, вы можете уточнить детали в справочной службе, которая должна присутствовать на любом вокзале или у дежурного помощника начальника вокзала.

РГ: Кайдакова, Челябинская область, город Усть-Катав. У нас на перронах частники развернули активную торговлю: 12 палаток стоят на одном перроне, 12 - на другом. Это законно? Я слышала, что еще в 2005 году был введен запрет на аренду площадей на перронах.

Абрамов: Это действительно так. Перрон в первую очередь предназначен для посадки и высадки пассажиров. Наличие на нем оживленной торговли затрудняет этот процесс. В будущем мы планируем вообще отказаться от "живой" торговли на перроне.

РГ: И выгоните с перронов бабушек, продающих горячую картошку и огурчики?

Абрамов: Как минимум переведем их деятельность в цивилизованное русло. Ведь если бабушка продала вам несвежие продукты и вы обратились с претензией к руководству вокзала, вам ничем не смогут помочь, поскольку торговля велась несанкционированно и никаких данных о продавце нет. Возможным решением станет продажа лицензий и патентов на проведение торговли на территориях вокзалов. При этом важно, чтобы торговые точки были правильно размещены и не мешали использованию вокзалов по прямому назначению.

Сейчас мы проводим инвентаризацию всего вокзального имущественного комплекса, в том числе - арендуемых площадей. Потом в течение этого года проведем зонирование, то есть определим экономически активные зоны - те точки, где на вокзальной территории можно расположить торговлю и услуги. Что значительно увеличит эффективность использования инфраструктуры, повысит доходы, которые будут направлены на модернизацию вокзала.

РГ: Добрый день, меня зовут Максим Петрович, я москвич. Скажите, вы можете как-то повлиять на ситуацию с таксистами, которые осаждают площади перед вокзалами? Цены они заламывают просто фантастические.

Абрамов: Формально наша дирекция за привокзальные площади не отвечает. Дело в том, что раньше они были с вокзалами единым комплексом. Но потом вокзалы остались в собственности РЖД, а площади в большинстве случаев оказались в ведении муниципальных и региональных властей.

Мы считаем, что вокзал и привокзальная площадь должны развиваться как единый инфраструктурный комплекс - транспортный узел, что дает возможность для цивилизованного развития услуг, в том числе и такси. Эта идея вписывается в концепцию формирования многофункциональных транспортных узлов, которые должны появиться на месте всех крупных вокзалов.

Мы уже встречались с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым и предложили организовать работу такси на всех московских вокзалах совместно с муниципальными властями. Наша задача, чтобы на привокзальных площадях такси работали по расценкам, не превышающим стоимость аналогичных услуг в городе. Параллельно будем решать и проблему с парковкой автотранспорта.

Во Владимире - как в Европе

РГ: А правда, что вы за год сменили практически всех начальников вокзалов, потому что были недовольны их работой?

Абрамов: Я очень взвешенно подхожу к оценке работы своих подчиненных. Большинство начальников вокзалов в состоянии справиться со своими обязанностями. Иногда какие-то недоработки возникают по объективным причинам, но мы разбираемся с каждым конкретным случаем, даем шанс исправить просчеты. Тех же, кто нарушает трудовое законодательство, не справляется со своими обязанностями, я, конечно, увольняю. Сейчас мы дорабатываем наши внутренние нормативные документы, в которых будет очень четко прописано не только взаимодействие разных служб, но и обязанности всех сотрудников.

РГ: А что это за новые вокзальные комплексы и в каких городах они появятся?

Абрамов: Первый конкурс по созданию многофункционального транспортного узла был объявлен во Владимире. Его итоги будут подведены через месяц. А спустя четыре года во Владимире появится современный вокзал, который будет выполнять функцию не только транспортного узла, но и общественно-делового центра. Помните, в фильме "Безымянная звезда" люди приходили на вокзал для того, чтобы пообщаться, обсудить последние новости. Вокзал для них был символом иной жизни, мечтой о дальних странах, невероятных путешествиях. Мы хотим, чтобы на новых вокзалах было приятно находиться.

РГ: Вы говорите об открытии на вокзалах киноконцертных залов и комнат для интернет-конференций. Планы поражают воображение. А вот наша читательница из города Сергиев Посад Московской области спрашивает: когда наконец с вокзалов уберут попрошаек и бомжей?

Абрамов: Вспомните любой крупный магазин или бизнес-центр - там бомжей нет. Они попросту не заходят в современные благоустроенные охраняемые торговые комплексы. Если мы действительно превратим вокзалы в современные транспортные, деловые и торговые комплексы, то никаких мер по вытеснению оттуда бомжей не понадобится.

РГ: В какую сумму обойдется такая реформа и кто ее оплатит?

Абрамов: Пока я не готов назвать цифру расходов. Если говорить о создании многофункциональных транспортных узлов, то по каждому из них будет отдельный проект. Понадобятся значительные финансовые вложения. Но это будут не столько деньги нашей компании, сколько привлеченные средства. Следует отметить тот факт, что бизнес в значительной степени заинтересован в участии в таком проекте.

РГ: Юрий Семенович, Москва. А вам в каком городе вокзал понравился больше всего, какой можно считать идеальным?

Абрамов: Сложно определить, какой вокзал является идеальным. Ведь каждый из них должен гармонировать со своим городом, вписываться в его архитектурный облик, учитывать исторические особенности и, конечно, потребности развития.

Мне очень понравились вокзалы в Лейпциге, Берлине, Париже и Токио. Все они имеют свою "изюминку". Вокзал в Токио, например, - это огромный небоскреб, в котором находятся несколько гостиниц, торговых центров, огромное количество магазинов, ресторанов и культурных экспозиций - выставок и скульптур. Наверху - смотровая и вертолетная площадки. В проекты наших вокзалов мы тоже стремились привнести интересные идеи и современные решения, чтобы сделать их более функциональными и комфортными для пассажиров.

РГ: А вы не опасаетесь, что, наводя порядок на вокзалах, вы столкнетесь с противодействием криминального бизнеса?

Абрамов: Меня в этой жизни сложно чем-то напугать - я пять лет работал в Чечне, был главой правительства. Причем в один из самых сложных для республики периодов. Был аудитором Счетной палаты, занимался контролем за использованием земли, государственного имущественного комплекса, нематериальных активов, а это тоже совсем не простые и не безопасные задачи. И я хочу, чтобы люди, которые прочтут это интервью, знали: я буду решать вопросы вокзальных комплексов прежде всего с профессиональных позиций на абсолютно прозрачных для всех условиях. Если эти правила принимаются, никаких проблем ни у кого не возникнет.

Справка "РГ"

В ведение дирекции железнодорожных вокзалов передано 324 вокзала. Это всего 7 процентов от общего количества вокзалов страны. Но они занимают 57 процентов от всех вокзальных площадей и обслуживают 84 процента пассажиров дальнего следования.

Телефон "горячей линии" РЖД:

8-800-200-67-67 (звонок бесплатный из всех регионов)

Железные дороги